Рецензия на книгу Мы от nuta2019

#книжный_марафон
#сапер [3 мина]
Ох уж эти столпы антиутопического жанра! Надо, хочется, но не сейчас, в следующий раз, когда рак на горе свистнет. Свистнул: не особенно благосклонна я к жанру советской литературы, там как-то маниакальным патриотизмом и тотальным коммунизмом попахивает. А тут аж два пересечения – давнишняя хотелка из списка «обязательно к прочтению» и веская причина перестать избегать и поставить, наконец, галочку в этом пункте.
Сравнительного анализа с извечно сравниваемыми «1984» и «О дивный новый мир» не приведу, только отмечу, что именно в этом порядке читала: Большой (Старший) Брат, Индеец, Интеграл. И эти три вершины жанра образовали для меня вершины правильного треугольника – равностороннего и равноугольного, идеально вписанного в круг мироздания. История Д-503 удивляет и восхищает, но одновременно выбивает почву из-под ног. Как? Каким образом две параллельные линии пересеклись? Как возмущение и ужас могут уживаться с восхищением и восторгом, являя собой тождество? Как литератор сумел так виртуозно манипулировать математическими терминами и понятиями, что они оказались гораздо выразительнее привычных метафор? Как выглядит фигура человека в форме двояковыпуклой S, или острая улыбка-укус? Как мне представить такую пухло-прекрасную О-90, идеально круглую и с детской ямочкой на запястье? А рот-ножницы, ехидничающий, каждую фразу отсекающий скудными отрезками? О, это истинная математическая поэзия! Поэзия, понятная даже гуманитарию (ей Богу, то есть слава Благодетелю!)
Но подсознание моё на протяжении всего романа бубнило две мантры-стереотипа-цитаты. Первая: «Все беды от баб». Вторая: «И тебя вылечат, и тебя вылечат, и меня...»
А теперь я оглянулась посмотреть, не оглянулась ли она... Тьфу! Решила я оценить в совокупности все произведения в жанре антиутопии, которые так или иначе просочились ко мне в список прочитанного и таки да, я склонна признать, что практически все последующие авторы в той или иной мере заимствовали приёмы, повороты сюжета, условия существования, характеры, ситуации и прочее-прочее. Вот только я уважаю за то и трио Оруэлла-Хаксли-Замятина и их последователей. Первых за то, что после них уже сложно придумать что-то новое. Вторых за то, что у них это получается. Сразу вспоминается музыка, ведь нот всего семь...
Наконец и ты прочла! А то я 4 раза уже читала. И хорошо, что первый раз в школе. Из-за того что я тогда немного охренела от произведения, пришлось потом перечитывать:))
Я бы сказала, что Мы читаются легче, чем 1984. И скорее всего из-за этой О-90. Как вспоминаю Мы, первым делом её "интересный" образ стоит)
@lerochka, легче, конечно! Здесь человек (герой) не запуганный тип в вечной депрессии (хотя ходить оглядываться и ему надо), он счастлив теми правилами-аксиомами в которых живёт, он одновременно напуган и в восторге от всех изменений, которые в нём происходят, как ребёнок, впервые раскачавший качели "солнышком". И если у героя 1984 всё окружающее видится серым и однообразным, то здесь не смотря на лысины и робу кажется очень много солнца и света, наверное от обилия стекла...
Остапа понесло)
@rina_rot, мне кажется я тоже перечитывать буду, в отличие от Хаксли и Оруэлла)
Как же я не люблю антиутопии, но ты так сладко расписала.... Я Мы уже который год двигаю в конец, меня эта книга напрягает, а я даже первой страницы ещё не открыла)))
@chupacabra, прочитай, а потом разрешаю забыть про жанр)))
@nuta2019, вот если бы Остапа не понесло до меня бы сейчас не дошло, что и вправду Мы позитивнее, чем 1984, так что @chupacabra читай и не бойся)