Рецензия на книгу Страхи царя Соломона от natalya.s.alex

«…а потом наступает момент, когда ты начинаешь чувствовать, что теперь поздно, что жизнь никогда тебе не возместит того, что должна, и тогда тебя начинают терзать страхи… «страхи царя Соломона»
Неожиданно. Никогда бы не подумала, что буду так увлеченно читать книгу, в которой постоянно употребляются слова «мудак», «трахать», «сиськи» и т.д. И никогда бы не подумала, что такое может написать Гари. Но именно в этом сочетании и учитывая повороты сюжета, книга вызвала умильный восторг с примесью легкого шока.
Если описывать настроение романа в двух словах, то это смесь фильма «1+1», и романов Гари Вся жизнь впереди и Дальше ваш билет недействителен .
Для справки – книга написана Гари за год до его смерти. Он явно разбирается в вопросах увядания и одиночества. И я не спроста провела параллели с его двумя романами, которые схожи по теме и настроению, они написаны четырьмя годами ранее и все дополняют друг друга в раскрытии мыслей автора.
Главный герой – воспитанник улиц, хулиган внешне и сентиментальный чудак внутри. У него «три класса образования», но огромное сердце и такая же огромная тяга к самообучению. «Я настоящий фанат словарей. Это единственное место в мире, где всё объясняется, где торжествует трезвый взгляд на вещи». Он подрабатывает таксистом и мастером по починке бытовой техники. Но жизнь внезапно предлагает ему чинить ещё и человеческие души.
Ещё главные герои: месье 85 лет (царь Соломон) и мадам 65 лет. Замечу, что автору на момент написания тоже 65. Не дает ли он себе мысленно фору таким образом?
Темы любви, одиночества, старения, ненужности, воспоминаний пережитых потерь – как всегда обыграны острым юмором и исподволь залиты непомерным теплом и нежностью. Юмор в этом романе не совсем привычный. Он больше французский, уличный (а не тонкий еврейский). Но от этого книга приобретает ещё больше милоты и простоты.
Поначалу, особенно не зная Гари, можно испугаться банальности и даже пошлости сюжета. «Для себя она уже ни о чем не могла мечтать, вот она и принялась мечтать для меня». Т.к. взаимодействие богатых и избалованных вниманием (в молодости) стариков с бедными молодыми людьми уходит в «горизонтальную плоскость». Но у сюжета, как и у жизни, будет два и три дна, и много доброты и элегантные и душевные выходы из любых положений.
В сухом остатке имеем – простецкий, немного чокнуто-вымышленный, гротескный сюжет, далеко не литературную речь героев, но бесконечно душевный посыл и много тонких размышлений.