Рецензия на книгу Долина смертной тени от andres
"Не обратимо холоден убиенный в гробу.
Я мог остановиться, мог изменить его судьбу "
Не знаю, с чего начать. Мне понадобилось некоторое время, чтобы немного отойти от темы и мыслить безэмоционально.
Вы читали "Божественную Комедию"? Я чувствую себя Данте, который под руководством Вергилия (Приставкина) спускается в ад все ниже и ниже, наблюдая за убийцами, насильниками, маньяками, взяточниками, революционерами, террористами.
Итак, что несет в себе эта книга? Мне кажется, Анатолий Игнатьевич хотел сказать в ней примерно следующее: "Вы хотели правды? Вот вы , вы и вы? Писали статейки по поводу продажности нашей работы? Вы хотели знать правду? Вот она правда. Выдержите?"
С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованию при Президенте РФ. В 2000 году он написал эту книгу. В книге он рассказывает, кто же это такие, люди, приговоренные к смертной казни ?
Книга состоит из нескольких глав: Зон. Каждая Зона рассказывает о разных преступлениях. Внутри зоны несколько дел преступников. В каждом деле вопрос: приговорил бы ТЫ, читатель, этого человека к смертной казни.
Есть два вида папок с личными делами: голубая и зеленая. Зеленая означает смертная казнь. Вот, примерно, из этого состоит книга Анатолия Приставкина.
Я писал, что рассказ "Бездна" Леонида Андреева измазан черной краской... Забудьте! С этой краской можно еще жить. С этой краской еще можно хоть как-то улыбаться.
Я прочитал первую главу и не брал после этого книгу дня два. Я размышлял - ту ли книгу я вообще взял в руки - дойду ли я до конца? Автор в этой главе пишет про двух преступников из провинции, которые изнасиловали девушку и убили ее, жестоко убили. Если это была бы художественная литература, я бы поразился извращенности автора. Но это было в реальности - это произошло. И это происходит сейчас.
Книга пропитана кровью. Настоящей кровью, а не бутафорией из любимых детективов.Вы думаете я утрирую? Нет. Мне было тяжело приступать к новому делу после прочтения предыдущего. Люди в комиссии занимались этим почти 10 лет. Они читали жизнь реальных людей, реальных убийц, маньяков, налетчиков.
Практически каждый преступник писал в комиссию прошение о помиловании. И Приставкин приводил их письма в книге. Большинство из них НЕ раскаивались в содеянном. Писали о наградах, поощрения. о больных детях, родителях, все что якобы могло бы их спасти. О покаянии - ни слова.
А больше всего было обидно за страну. Да, да, именно за страну. Более 60% дел согласно Приставкину начиналось со слов "Выпивали двое". Понимаете? Алкоголь. Трехсотлетняя традиция сделала из моего народа необузданного зверя - дикого, свирепого, с помутневшим рассудком. Отец задушил сына из-за пролитого стакана, брат убивает брата из-за того, что кончилась водка. Муж убивает жену за то, что "не налила" - прожили вместе 20 лет и вот. Что может быть хуже? Может, черт возьми. Пьяной матери надоело, что ее малолетняя дочь постоянно плачет, и она подвесила ее на балконе пятого этажа, чтобы проучить - не удержала. Весь это пьяный бредовый угар составлял 60% убийств по стране. Это те, кого поймали.
Приставкин хороший психолог - я не удивлюсь, если он стал им после работы в комиссии. Оценивая детство преступников, он сделал вывод, что большинство из них выросли в неблагополучных семьях, а кто-то вообще в детдоме, а там свои порядки, похлеще чем в армии. Таким образом в основном разрушенное детство делает из людей преступников. Где же забота правительства, когда она так нужна? Это наплевательское отношение взращивает семена зла в душе ребенка - почему же тогда общество так удивляется большому количеству малолетних преступников и рецидивистов? Интересный факт: Приставкин сам провел свое детство в детдоме. Наверное, поэтому он яростно выступал за смертную казнь для тех, кто убивал, калечил, насиловал детей. И большинство членов комиссии были с ним солидарны. Я не буду приводить примеры из книги жестокого обращения с детьми . Я просто не могу перечитывать это еще раз...Даже сейчас одни воспоминания вызывают злость...
И тем не менее. Что бы сделали вы на месте члена комиссии? Взяли бы на себя право решать судьбу человека, а после казни смогли бы с этим жить?
Есть у Приставкина одна Зона в книге...я бы назвал ее черная и никогда бы не открывал ее. Называется она "Маньяки". Да, да предвижу вас вопрос - и Чикатило был там же. Одно дело посмотреть передачу по телевизору, увидеть статью в газете - другое, прочитать его личное дело. Уж в этом я точно убедился. Я думаю эта глава оставит след в моей жизни. Не буду описывать подробности - здесь это ни к чему.
Главное вывод. А вывод следующий: это мы виноваты в том, что такие люди есть. Приставкин очень хорошо это доказал. Как оргазмировала пресса, когда поймали Чикатило, сколько было снято передач, книг. Какая реклама для маньяка?! И это сделали мы же - мы читали, смотрели, слушали. Спрос, как говорится, был. Мы способствовали тому, что у него появились последователи.
Тот же "Фишер" или "Удав" - последователь Чикатило. Открываем википедию
Документальные фильмы
Криминальная Россия. «Дело Головкина. Удав» (1995).
ТВ МВД. «Нелюди» (1995).
Диагноз: Маньяк (2004).
Легенды советского сыска. «Ученик Чикатило».
Документальный детектив. «Удав».
Следствие вели.... «Дело „Фишера“» (2011).
Приговорённые пожизненно. «Исповедь приговорённого пожизненно».
Есть тема. "Охотники за педофилами". 1 серия. (2012).
Не у всех русских писателей есть такая фильмография. Хочется спросить: "Вы что, твари, делаете? Кого рекламируете? Вы же самые настоящие пособники "
Я могу долго делиться своими эмоциями. Они льются через край, но приступлю к выводу.
Эта книга останется в моей голове. Она зацепилась там надолго. Не скажу, что впечатления из приятных. У нашей страны была нелегкая судьба и воспитывала она разного рода мерзавцев. Увы но с этим приходиться жить и об этом нужно знать.
Если вы не хотите портить свой день - почитайте, что-нибудь другое. А эта книга не для легкого чтения уж точно.
#конкурсрецензий2
Я не считаю фильмы про Чикатило рекламой. Иначе все фильмы про войну можно считать пропагандой войны, все детективы пропагандой насилия и убийств. Если по телевизору показывают рекламу молока, я не пойду его покупать, потому что меня воротит только от одного его запаха. Так и тут. Люди убийцами становились явно не после того, как узнавали о Чикатило
Кстати, вроде как по ДНК обнаружили Джека Потрошителя
Эх, да. По-пьяни убивают. По-пьяни зачинают. И нескончаем порочный круг.
Рецензия с пафосом. Молодца!
@loki, а разве это не пропаганда? У них же появились последователи. Их обсуждают на центральных телеканалах. И ведь эти передачи пользуется популярностью. В их честь создают группы в социальных сетях. Им присваивают пафосные устрашающие клички.
У Чикатило, как я писал, был последователь "Фишер". Также как у Пичушкина появились двое последователей Ануфриев и Лыткин.
Да, я определенно уверен в том, что это пропаганда. Пусть и неумышленная.
Нет, я по-прежнему не считаю это пропагандой. Передачи пользуются популярностью не потому, что их смотрят только маньяки. Я из сериалов смотрю только детективные, часто читаю биографии маньяков и тд, но я не маньяк и не последователь Чикатило.
Клички часто присваивают сами полицейские, когда у них нет имени подозреваемого.
Пропагандой я считаю то, что человек не хотел сделать, но после рекламы пошле и сделал. А если человек хотел убивать, то в какой-то ммомент большинстов из таких "хотящих" пойдет и убьет и шагом в эту сторону может стать не только реклама, а все, что угодно.
@loki, Ну что ж: в данном диалоге все остаются при своем мнении. Свои аргументы я в принципе высказал. Вы, думаю, тоже. Пусть читатели выбирают, чью точку зрения они разделяют)
Мощная рецензия, достойная конкурса. Теперь по теме...
Некоторые упомянутые Вами дела помню из СМИ, а про женщину и выпавшего из рук ребенка резонанс был очень большой (если это то же случай, конечно). Но не соглашусь с Вами по поводу пропаганды. Режиссеры и писатели - тоже люди. Их, как и Вас, зацепила информация. Вы - написали рецензию, они сняли фильм. Кто-то увидит руководство к действию, кто-то попытается понять психологию поступков, а кто-то станет осторожнее. Это как топор - он же не орудие убийства по задумке создателя, Им дрова рубить хотели. Но всегда найдется какой-нибудь Раскольников...
Когда в конце 80х пошла "вторая волна" зверств Чикатило (хотя я так понимаю перерыва между волнами и не было) нам даже в школе (советской школе!) рассказывали об этих преступлениях. И вовсе не для того чтобы воспитать в нас последователей, а чтобы были предупреждены и за конфетки к незнакомым в машины не прыгали.
Так что у любой монеты есть две стороны, не считая гурта...
@loki, а Вы уже читали эту книгу?
@neveroff, конкретно эту нет. Я сижу на одном сайте, там про маньяков всяких, их биографии, расследование дел и тд. И в скором времени собираюсь почитать Энциклопедия серийных убийц
Да и иногда смотрю «Следствие вели…» с Леонидом Каневским, там как раз про советских маньяков
Вообще, мои друзья считают не особо нормальным мое увлечеие маньяками, но мне почему-то интересно читать про их психологию...
И вот, кстати, согласна с Вами насчет того, что в школе рассказывали. Я считаю, это правильно. Молодость беспечна, а в СССР же говорили "маньяков нет в СССР", народ вообще не боялся, нечего было бояться и спокойненько шли навстречу своему убийце
@neveroff, Вы меня даже немножко переубедили. Но у меня логичный вопрос - если фильмы, скажем, информируют зрителей и предостерегают их - зачем их так много? Восемь фильмов. В 96 его расстреляли, а фильмы снимают до сих пор. Разве это не то, чего они хотят? Славы, остаться в памяти людей?
Но я по прежнему верю, что это может повлиять на сознание людей. Информировать нужно -
"Молодость беспечна, а в СССР же говорили "маньяков нет в СССР", народ вообще не боялся, нечего было бояться и спокойненько шли навстречу своему убийце"
Нечего добавить - согласен с каждым словом. Я говорю о том, что делать культ маньяков тоже не благородное занятие. Я мало читал из этой области, но знаю, что у маньяков как правило формирование психологического типа происходит и благодаря внешнему воздействию - трудности в семье, общение с ровесниками, но ведь масс медиа тоже влияют? Не устану приводить в пример Ануфриева и Лыткина - обычные подростки со злобой на окружающих. Но что-то ведь послужило стимулом к их поведению?
Ух!!! Вот это рецензия!!! Очень сильно!
И даже не знаю, хочу ли я прочитать эту книгу... сейчас точно нет. Позже... возможно.
Но проблема однозначно достойна внимания
@andres, из тех, что я читала, в основном проблемы были в деттве. Это либо насилие со стороны взрослых, тираническая мать, алкоголики родители, которые бьют, изнасилование человеком одного с маньяком пола...
Насчет масс-медиа... Тут я бы согласилась только в том плане, что они не формируют психологический тип, а просто несколько упрощают задачу. Например, теперь любой дурак про отпечатки пальцев, ДНК и тд. То есть, у них больше шансов, скажем так, не спалиться.
@loki, Каневского я от корки до корки пересмотрел. Не все серии интересные, конечно, но во многих задаются вопросом "что двигало?" . Собственно, ради чего эта тема и поднимается...
@anastasia_rojo, Большое спасибо за комментарий)
@loki, Мне кажется я улавливаю разницу наших мнений. Мое заключается в том, что потенциальных маньяков больше чем фактических. То есть не все потенциальные - ими становятся
@andres, я тоже так думаю) Это очевидно
Просто я нервно отношусь к слову "пропаганда" и "реклама" в связи с недавно принятым законом относительно пропаганды гомосесуализма
@loki, а, ну это другой вопрос. Я о нем как-то не задумывался в этом контексте.
@loki, знаете, у меня тоже необычная страсть к маньякам и убивцам разного рода) Я об этом предпочитаю не распространяться, т.к. люди зачастую нездорово на это реагируют)
И я абсолютно согласна с Вашей точкой зрения - сколько бы книг или фильмов на эту тематику не выпускалось, здоровый и не предрасположенный к убийствам человек маньяком не станет. А тот, кто испытывает непреодолимую тягу к убийствам - убьет, и не имеет значения кто для этого человека кумир, Пичушкин с клетчатой рубашкой или Иисус Христос с пренебрегающими им грешниками. Нужен просто повод, а воспаленная психика сможет найти его в чем угодно.
И еще хотелось бы пояснить массовый интерес к этой теме - люди любят щекотать себе нервы, им (многие боятся признаться даже самим себе) это интересно, хотя бы своей непонятностью, загадочностью извращенной психики другого человека.
@olli-n, а ещё многим интересно для контрастности своей жизни и души, т.е., что бы себя почувствовать нормальным))
@lerochka, да, мотиваций много) Собственно, почему бы этим не интересоваться? Это даже в некоторой степени полезно, например не все знают, что зачастую маньяки не имеют "бандитской рожи", а выглядят добряками-простачками или замшелыми интеллигентами.
@loki, Спустя полгода и после обсуждения темы про наркотики, я теперь понял, что ты хотела сказать в полной мере))
Я с тобой согласен. Пропаганда - не пропаганда)
@andres, а я эту рецензию тоже перечитала где-то дня 2 назад и уж совсем убедилась прочитать эту книгу)))