Рецензия на книгу Испанский смычок от neveroff

В общем, я уже понял, что каждый уважающий себя испанский писатель просто обязан написать хоть одну книгу про местный "сталинский режим" - период правления генерала Франко и его странные отношения с гитлеровской Германией. Иногда это выходит так себе, но, например у Сафона в квадрологии "Кладбище забытых книг" или у Жауме Кабре в Я исповедуюсь получилось грандиозно. Сеньора Андромеда Романо-Лакс тоже постаралась. Хотя временами ее текст и провисает. Причем, мне кажется, для каждого читателя он провиснет в разных местах.
Кстати, эту книгу очень даже интересно сравнивать с вышеупомянутым романом Кабре. Два человека, связанные не просто с музыкой, а конкретно с музыкальным инструментом (только там - скрипка, здесь - виолончель), оба не слишком уютно чувствуют себя в обществе. И оба становятся призмой, через которую автор демонстрирует читателям историю Испании и всей Европы в первой половине XX века.
В данном случае перед нами маленький Фелю. Он вообще мог не быть жильцом Земли: сложные роды, бедная семья. В итоге мальчик выжил, но остался калекой на всю жизнь. В очень нежном возрасте ребенок получает посмертный подарок от отца - смычок. Начинает учиться играть на скрипке, педагог ругается на смычок - слишком велик (что за педагог, который не понял ЧТО за смычок???), но малый старается. Потом однажды влюбляется в звук виолончели, т.к. ее голос больше всего похож на человеческий. И о чудо - смычок-то как раз для этого инструмента и предназначен! Через сложнейшие тернии, благодаря упорству и таланту, Фелю попадает к звездам - сначала к талантливому учителю, потом в королевский двор как придворный музыкант, а потом превращается в одного из лучших виолончелистов современности. И тут к власти приходят Франко и Гитлер. Дело уже не в музыке, а в принципах и выборе между легким и правильным.
Что понравилось больше всего:
1. Атмосфера академической музыки. Ее реально слышишь, даже ощущаешь кожей. В послесловии писательница говорит, что даже специально брала уроки игры на инструменте, чтобы не писать ерунду. Все бы так поступали!
2. Сам факт того, что маленький ребенок, получив Знак, сумел не отступить от предназначения, прошел через все тяготы и добился своего. Причем главное - не ради ступеньки на иерархической лестнице, а ради самого главного - желания делать то, к чему лежит душа.
3. Описание двух моментов игры Фелю, когда для него не существовало вселенной - лишь он и инструмент. Блин, вот так и надо делать свое дело. Не ради прибыли, зрителей, слушателей, даже не ради семьи, себя или своего "хочу". А ради самого дела. Круто.
4. Типы некоторых важных персонажей удались просто на славу. Может, они не до конца реальные, чуток гротескные, но как типажи - понравились.
Что не понравилось:
1. Эпизоды при дворе испанского короля. Вот там я заскучал в первый раз.
2. Эпизоды при переезде в Германию вслед за девушкой. Заскучал второй раз. Эти скучания не оттого, что эпизоды лишние. Просто написаны как-то контрастно блекло по сравнению с моментами, где есть музыка.
В целом: попытка показать большое глазами малого, эпоху через очки одного знаменитого человека, можно сказать, удалась. Но музыку и человеческую натуру автор чувствует значительно лучше, чем политическую ситуацию. Это сыграло свою роль в ощущении не до конца гармоничного произведения.
Слушал что-нибудь из упомянутого, когда читал? я- да. было любопытно)
@natalya.s.alex, бах у меня регулярно играет, а вот во время чтения включал Вагнера. Но не оперы, а увертюры только. Люблю их))
А вот чисто виолончель сольную так и не нашел.
Согласен, что с музыкой ещё лучше читается))
А, и Грига включал. Но у меня записи фортепианные. Даже представить не могу как они могут звучать в его исполнении)) и скачал Рахманинова упомянутый концерт для фортепиано и виолончели. Но ещё не дошел))