Рецензия на книгу Мисо-суп от lanalana
Добро пожаловать в Кабуки-тё, токийский «квартал красных фонарей». Здесь вы найдёте развлечения на любой вкус от безобидных до самых извращённых. Вашим проводником станет Кенжи. Ему двадцать лет. Он владеет английским в пределах школьной программы и поможет отыскать заведения, в которых вам непременно понравится.
Только не знаю, сможет ли он продолжать свою работу после случившегося. Дело в том, что незадолго до нового года, он взялся сопровождать одного американца по имени Фрэнк. Но есть одна проблема — накануне на свалке найдено расчленённое тело школьницы, а сам Фрэнк такой странный, что Кенжи невольно задумывается о том, не является ли тот убийцей.
Три дня. Три главы. Первая — интригующая. Вторая — натуралистично-жестокая. Третья — философско-психологическая. Знаю совершенно точно, что Мураками писать умеет.умеет создать интригу, окружить атмосферой ночного Токио да и рассуждения о жизни и характере убийцы несомненно талантливы, что уж там. И мне могло бы очень понравиться, если бы не пара минусов.
Очень часто во время чтения включается во мне «правильная девочка», которая в общем-то не против нырнуть иногда в чан с человеческими пороками и грязью жизни, но которой всё-таки хочется, чтобы была в финале хоть какая-то справедливость. Ну, или хотя бы осуждение той самой грязи. И дело здесь не в тех развлечениях, которым предаются в Кабуки-тё. Дело в убийствах.
Вот перед нами убийца, рассказывающий собственную жизнь, выворачивающий душу, сомневающийся и вроде бы не желающий убивать. И тут же какие-то сентиментальные воспоминания, и автор настойчиво подталкивает читателя к жалости и принятию. И вот уже Кенжи овладевает эта зараза и он начинает думать о том, что может быть, и нет ничего страшного в этих убийствах? Кто, собственно, убит? Пустые, ничего не представляющие из себя люди. Таких, вроде бы, и убивать не жалко. А сам убийца, окутанный романтической дымкой, не может поступать иначе.
Возможно, не стоит копать глубоко и ждать от книг, что они покажут удобную для читателя реальность. Возможно описанное — это просто данность, существовавшая всегда и мы все лишь кусочки овощей в мутном, похожем на грязь мисо-супе. Пусть даже некоторые и принимают его за прозрачный куриный бульон.
Книга и не должна показывать удобную реальность. Если герой высказывает мнение, например, "не страшно, что убили", это ведь не означает, что писатель пытается убедить нас в этом. Более того, он скорее всего и сам не совпадает в мнении с персонажем. Задача книги и автора (если речь не о развлекательной литературе) заставить читателя обдумать какую-то тему или ситуацию и решить ДЛЯ СЕБЯ как он относится и как бы себя повел.
По крайней мере я всегда любую историю воспринимаю так. Как задачу на размышление.