Рецензия на книгу Призраки двадцатого века от neveroff
Это первая изданная книга Джо Хилла. Сборник рассказов, и я так подозреваю, написанных в сильно разном возрасте. От некоторых историй так и веет незрелостью и подростковостью, а в некоторых, наоборот, чувствуется уже мудрость прожитых лет.
Если говорить "в целом", то сборник довольно неровный. Есть пара рассказов действительно достойного уровня, пара - полный безвкусный шлак, а основная масса - серая масса, прошу прощения за тавтологию.
Многим хорошим задумкам не хватало развернутой концовки. Например, "Черный телефон" о маньяке и похищенном ребенке, "Завтрак у вдовы" о бомже и встреченной им семье, и "В ловушке" о юноше и сошедшей с ума женщине были бы куда лучше, если бы не детскость финалов.
Некоторые, к примеру "Маска моего отца" и "Плащ" потеряли основную мысль за нагромождением декораций. Что там - сумасшествие, лицемерие как основа жизни или развод? Детские мечты во взрослом возрасте или инфантильность?
Заглавный рассказ "Призрак двадцатого века" о привидении в зале кинотеатра мог бы претендовать и на лучший в сборнике, но душевный надрыв получился под конец чуточку искусственным. Впрочем, не удивлюсь, если тут уже переборщил переводчик.
Единственный кусочек сборника, который действительно держал в напряжении от и до - это "Последний вздох" о музее с банками, наполненными предсмертной тишиной различных людей, в основном знаменитых. Причем заслуга в таком моем состоянии лежит на атмосфере, созданной автором, а не на сюжете. Задумка и концовка как раз сырые, мягко говоря.
В целом, самыми классными историями, но не без изъянов, я считаю:
1. "Хлоп Aрт" о дружбе трудного подростка из неблагополучной семьи с надувным резиновым одноклассником. Тут качественно и не мелодраматично поднята тема школьного буллинга и отлично проведена аналогия с детьми с особыми потребностями, с не такими как все.
Здесь Джо Хилл вложил очень много и ума, и сердца. Многое получилось как следует, хотя сегодня он бы его написал круче, это понятно.
2. "Сыновья Абрахама" о детях странного отца и о том, к чему может привести наследственность.
Этот рассказ на мой взгляд с самой удачной концовкой. Не по задумке, она очевидна сразу, а по плавности и взвешенности реализации.
3. Заключительный рассказ "Добровольное заключение" об умственно отсталом мальчике, строящем из коробок довольно необычные крепости, в которые заходить стоит далеко не каждому...
Собственно, к этой истории есть масса претензий, но она чем-то зацепила. Сам не понял чем, но зацепила.
А вообще главное, что дал этот томик, это:
1. Возможность проследить как Джо Хилл развивался в писательском мастерстве - вот сравнить этот сборник и последний Странная погода. Земля и небо же.
2. Понимание, что старший сын Стивена Кинга, как и он сам, гораздо талантливее реализовывает свои фантазии в большой прозе, а не в короткой форме.
3. Возможность представить Джо маленьким мальчиком, которому на ночь Кое-Кто рассказывает сказки в своем стиле. Потому что влияние Кинга на творчество сына (равно как и госпожи Роулинг и мистера Брэдбери) настолько велико, что не заметить его можно только если... нет, все равно не получится не заметить. Оно мегаогромное:
- Маньяк с воздушными шариками, похищающий детей.
- Ассоциация смерти с улетом на воздушном змее или воздушном шарике.
- Призрак, который видят после того как осознают смерть близкого.
- Странные пугающие дети, играющие в зарослях, ну, необязательно кукурузы, но все же.
- Запретный лес, где нельзя сходить с тропы.
- Коробки-крепость (ну, не нашлось картины), безвозвратно переносящие злодея/героя/антагониста в другой мир.
И это я еще не начал говорить про общую направленность, основанную на влиянии детских комплексов на последующую "сладкую" жизнь...
Я очень рад, что познакомился с этим интересным автором не с этой книги. Мог бы не продолжить и пропустить Рога, Страна Рождества и "Моментальный снимок" из сборника Странная погода. Как и сериальчик "Ключи Локков". А это было бы обидно.
П.С. У книги есть аудиоверсия в исполнении Анны Самойловой и это единственное, что роднит сборник с жанром ужасов. Чтица вне зависимости от происходящего всегда на позитиве. Реальный ужас... Слушать как испуганный ошарашенный парень говорит девушке "У тебя кровь на губе" писклявым радостным голоском Пяточка из "Винни-Пуха" ("У меня есть ещё один воздушный шарик, тарам-парам, парам-тарам"), это выше моих сил. Заношу даму в черный список чтецов. К Герасимову и Ерисановой.