Рецензия на книгу Отец Горио от natalya.s.alex

Ах, как я соскучилась по классической литературе, а тем более литературе французской, Парижу и интригам такого «живого» общества, какое описано Бальзаком в его романе.
«Отец Горио», мне больше нравится на французский манер вариант «Папаша Горио» - четвертый роман в цикле «Человеческой комедии». Первые три я не читала, но это совершенно не мешает восприятию и нисколько не нарушает сюжет.
Именем героя книга хоть и названа, но ей бы так же подошло название «Пансион Воке».
«..Париж- это настоящий океан… Обозревайте и описывайте, старайтесь как угодно: сколько бы ни было исследователей, как ни велика их любознательность, но в этом океане всегда найдется не тронутая ими область, неведомая пещера, жемчуга, цветы, чудовища, нечто неслыханное, упущенное водолазами от литературы. К такого рода чудищам относится и Дом Воке..».
В этом «теремке» под одной крышей собраны очень колоритные персонажи, в большинстве своем видавшие виды и потрепанные жизнью люди разного возраста. Хозяйка и прислуга также интересны и далеко не просты. Случайных лиц на этой сцене не будет. Все задействованы и каждый покажет себя в деле, особенно ярко в беде или радости, происходящей с соседом.
Сюжет прост. Разорившийся ради дочерей и покинутый ими к концу жизни папаша Горио, получает поддержку и сочувствие от совершенно посторонних людей. Дочери его не особо интересны, они живут законами Света, в который вырвались, и всеми силами пытаются там удержаться, да ещё и содержать любовников. А вот, пожалуй, самый любопытный и неоднозначный герой – это студент Эжен Растиньяк, приехавший из провинции и также жаждущий красивой жизни. Кажется, у него большое сердце, но и голова не промах. Он не зря взирает в финале на Париж с высока… Увидев изнанку людей, он, кажется, знает, как на этом можно сыграть, дабы не повторить печальную участь простых и искренних добряков.
Перцу и живости этому роману добавляет отличный слог, колкий юмор, зачастую отдающий чернотой (какова жизнь, таков и юмор), а также многочисленные любовные похождения героев. Они , кажется, не столько едят, сколько предаются любви или хотя бы мечтам о ней.
Порадовал Бальзак финалом, несмотря на его трагичность. Порадовал именно в смысловом плане. Никаких тут вам сантиментов, всё крайне жёстко, плачевно и логично. Папаша осознал и, главное, озвучил для будущих поколений свои фатальные ошибки.
Он даже видел выход из ситуации: «…в Одессу, делать вермишель…». Но нет. Париж.
Вот и хорошо, что в Париж. В Одессе он бы совсем не прижился. Другое дело Гобсек или главный герой Шагреневая кожа - они бы нашли общий язык с коренным населением.))
Кстати, если не читала - обрати внимание, эти книги еще колоритнее, чем Папаша.
дикая любовь у меня к этой книге. После нее полюбила Бальзака, и хоть Саша вот говорит про то, что у автора есть более колоритные книги, эта для меня почему-то остается самой яркой.
Напомнило "В деревню, в глушь, в Саратов")))
Как то не попадался на моем пути Бальзак, после рецензии точно добавляю в хотелки
"Многочисленные любовные похождения" насколько многочисленны? А то в последнее время мне от них уже плохо, надо сказать спасибо "Золотой крови".
Буду иметь ввиду, описание очень интересно. Люблю мрачные финалы, типа "Замок Броуди". Только хотелось узнать, сюжет динамичен? Я уже пару раз пытался читать "Шагреневую кожу", но как-то стопорился.
а первые три книги будете все же читать?