Рецензия на книгу Коллекционер от niro_san

Книга-матрешка, книга-луковица. Многослойная и неоднозначная картина взаимоотношений представителей разных социальных групп, оказавшихся в ситуации, в которой наиболее остро проявляются их недостатки. Эта книга может и не покажется шедевром, но станет прекрасным примером того, как писатель может применять психологию, чтобы играть на чувствах читателя.
Фердинанд Клегг — обычный служащий, жизнь которого наполнена одним лишь коллекционированием бабочек. У него ограниченные представления о мире и такие же ограниченные мечты. Мужчина полностью одержим девушкой, которая его даже не знает. Вплоть до того, что он разведал почти все о ее жизни: с кем гуляет, куда ходит, что любит и чем занимается. И, кроме того, он часто представляет себе, что они женаты, у них большой дом и полное взаимопонимание. Уже попахивает психическими проблемами, верно? Однажды Клегг выигрывает большую сумму денег и вместо того, чтобы потратить их на действительно что-то полезное, организовывает похищение своей ненаглядной.
Миранда — девушка из творческих кругов, хрупкая душа, бунтарка по своей сути. Сперва она покажется просто несчастной жертвой ужасного страшного похитителя. Но постепенно откроется, что она, как и Клегг, несмотря на все свои творческие порывы, умные разговоры и рвение к жизни, также ограничена своим миром, схематически прорисованным в ее голове. Миром, где она относится к элите и видит истинную суть вещей, в то время как такие, как Клегг — серая масса, не способная даже отличить кубизм от импрессионизма.
Книга делится на четыре части:
1. Часть от лица Клегга, где он описывает свою жизнь, то, как он пришел к похищению, само похищение и содержание Миранды в темном подвале загородного дома. Не знаю, как в оригинале, но в переводе очень ярко можно проследить разницу между языком Клегга и языком Миранды. У Клегга — короткие предложения, неправильные формулировки, периодически повторяющиеся конструкции вроде: «А он тут — фу-ты ну-ты!» или, например, «Ну я и это, я что сделал? Пошел и купил дом».
2. Дневник Миранды. Миранда описывает все происходящее уже со своей стороны, рассказывает о своей жизни, о взаимоотношениях с мужчиной, который годится ей в отцы. Речь в ее дневнике наигранно возвышенная, а размышления об искусстве, кино и бытии иногда кажутся даже немного нелепыми. Она презирает Клегга и не устает писать об этом, и презирает даже не потому, что он ее похитил, а потому что он не понимает ее стремления к искусству, а она не понимает его любви к убийству бабочек.
3-4. Вновь части от лица Клегга, в которых подводится некоторый итог всего произошедшего.
Конечно, не зря книга названа «Коллекционер», и не зря именно бабочки стали предметом коллекционирования Клегга. Подобно бабочке, Миранда сначала предстанет перед нами «гусеницей»: ограниченной, избалованной, но, все же, бедной загубленной душой. И она, подобно гусенице, будет меняться. Но даже со всем стремлением к прекрасному, к жизни там, за стенами темного подвала, к солнцу, к обещаниям жить и меняться к лучшему, Миранда так и останется просто экспонатом в его коллекции.
Есть много книг, рассказывающих про похитителей и похищенных, которые могут напугать, разозлить или опустошить. Но в жанрах к «Коллекционеру» могут быть указаны хоть триллер, хоть ужасы, да хоть народная песня — нет точного определения тому, что в итоге получит прочитавший ее человек. В ней — все сразу. И по итогу в голове остается гнетущая пустота. Может быть, «угнетение» — это уже своего рода жанр, предназначенный специально для таких книг?
Как вспомню героев, так вздрогну. Причем читала давно уже. Аж перечитать захотелось и сравнить свои впечатления от персонажей сейчас и тогда. Миранда вообще бесила) Было же, кроме всего прочего, такое, что она не только презирала гг за недалекость, но и в какой-то момент вообще понимала типа, что он ничего серьезного не сделает ей?
@rina_rot, да, было, но лучше от этого ей не стало по итогу х)
Реально, что-то недоброе таится в мужчинах, увлекающихся коллекционированием бабочек. Это же надо выследить, поймать, убить, засушить, а потом повесить на стену и любоваться... Маньяки!
@beshenaia, в таких мужчинах может таиться и гениальное! Не забывай про Набокова! у кого во что сублимировалось, что называется.
@natalya.s.alex, если честно, я про него и думала. Кажется, у Набокова только одно произведение без извращенцев читала. )))
Давно читала и у меня осталось впечатление о Клегге не как о взрослом мужчине, а как о подростке. По вашей рецензии начинаю вспоминать)
Мне кажется, что Фаулз пишет по некой одной схеме свои романы, просто я читаю сейчас вашу рецензию и прям всплывают воспоминания о его другом романе "Волхв". Но с тем произведением у меня не сложилось, судя по всему и это построено на волне "Волхва".
Когда я думаю о засушенных бабочках, то мне просто физически становится плохо - так противно. А Миранда здесь тоже жутко бесила, даже больше, чем Клегг.
Как же всё-таки крут Фаулз - он настолько очернил жертву, что маньяка даже было немножко жаль, хоть и все два герои вспоминаются с содроганием.
Отличная рецензия :)