Рецензия на книгу Смерть героя от bedda
«Смерть героя! Какая насмешка, какое гнусное лицемерие! Мерзкое, подлое лицемерие! Смерть Джорджа для меня — символ того, как все это мерзко, подло и никому не нужно, какая это треклятая бессмыслица и никому не нужная пытка»
В этой фразе, пожалуй, заключено главное, ради чего писался этот роман. Он не только и не столько о Первой мировой войне. Он об обществе с его гнилой моралью, о правительствах, управляющих народами при помощи этой морали и красивых лозунгов, о людях, привыкших жить в ежедневной лжи и лицемерии.
Семья Джорджа Уинтерборна получает на него похоронку. Четыре человека, которым Джордж по идее не совсем безразличен, - мать, отец, жена и любовница - встречают эту новость каждый по-своему, но если бы Джордж мог себе представить, как именно, то скорее всего полез бы на вражеский пулемёт намного раньше.
В смерти Уинтерборна не было ничего героического, как не было ничего героического в той бойне, на которую под бравурные марши и слова о долге и патриотизме отправили умирать тысячи юнцов.
Именно такие несоответствия между неудобной правдой и красивой формой, в которую ее облекают, вскрывает на каждом шагу Олдингтон. Смерть героя, который ничуть не герой. Оплакивание на публику погибшего сына при полном равнодушии к этому событию внутри. Расхождение между заявленными принципами Элизабет и ее поступками.. Слова, действия, убеждения, мораль простых людей и целых государств - все насквозь фальшиво.
Мне понравилось, как Олдингтон выстроил свой роман. Сначала пролог-спойлер, где читатель знакомится с основными фактами, главной мыслью произведения и персонажами. Далее следуют три главы, в которых подробно описываются ранее обозначенные события, детально разбираются действующие лица, а также проводится довольно глубокий анализ подоплеки произошедшего не только с конкретным Джорджем Уинтерборном, но и с его поколением.
Начинает автор свой анализ с родителей Джорджа, описав на их примере типичный, надо думать, брак времён королевы Виктории. Семью создают незрелые морально люди, совершенно невежественные в вопросах половых отношений, совместной жизни под одной крышей, ведения хозяйства. При этом они ничего не знают друг о друге, пребывают в плену своих добрачных романтических фантазий, которые разбиваются уже в первую брачную ночь. Вся их дальнейшая жизнь - это череда разочарований, ссор, взаимных претензий и обвинений. На всю эту индивидуальную неподготовленность и безответственность накладывается общественная мораль, которая требует хорошей мины при плохой игре.
Поколение детей викторианцев, естественно, не желает походить на своих родителей ни на грамм и бросается в другие крайности, проповедуя принципы свободной любви и едва ли не анархии. Только все это на словах. Викторианская прошивка наглухо въелась в подсознание, и в критические моменты выстреливают именно заложенные родителями паттерны поведения. Очень хорошо Олдингтон показал это на примере жены Джорджа.
Самой войне посвящена только заключительная глава. Война в ней передана чередой утомительных будней безо всякого геройства: холод, голод, грязь, вши, ожидание пули и бесконечная усталость. Несмотря на всю тупость и бессмысленность этой мировой бойни, только в этой главе, как ни парадоксально звучит, ощущается какая-то осмысленность жизни Джорджа. Простые действия и цели, которыми наполнена жизнь солдата, - дожить до завтра, выкопать траншею, выспаться, исполнить приказ, - конечно, не какие-то возвышенные и утонченные, но зато они лишены шелухи, настоящие. Именно в этой простой и страшной действительности к Джорджу приходит понимание, что в мирной жизни, полной масок и пустых декораций, ему больше нет места.
Хороший роман, саркастически-горький взгляд на мораль и лживые ценности, ура-патриотизм и многие другие вещи, благодаря которым миллионы людей бесследно исчезают в мясорубке войны, становясь посмертно «героями», а выжившие превращаются в совершенно негероическое, никому не нужное и не интересное «потерянное поколение».
А в книге много уделено места тому, как сам Джордж до войны жил? То есть контраст прям ощущается, да? Он там, я так понимаю, до войны особо не работал (не трудился)?
@rina_rot, да, вся вторая глава посвящена его довоенной жизни. Он трудился в общем-то, но там как раз о несоответствии призвания с тем, что от тебя ждёт семья и общество.
Читаю рецензия, и где-то, начиная с "викторианской прошивки", пришла мысль, что есть бы он не умер, стал бы потерянным поколением..
Как считаешь, книга - приквел к темам Ремарка или всё-таки повторяет / дополняет их?
@alyonaivanishko, скажем так, если бы Джордж не умер, он мог бы стать героем Ремарка) И найти себе других женщин (больных туберкулезом
@bedda, но тема, как понимаю, раскрыта всё-таки немного с другой стороны? Я собственно к тому, что не хочу читать, если полностью повторяет тематику и раскрытие Ремарка, вот и пытаю)))
@alyonaivanishko, нет, это совсем на Ремарка не похоже. Никакого сходства)
Читал книгу сразу после того, как вернулся из армии и полностью понимал суть происходящего в душе Джорджа.
После прочтения книги, мне тоже хотелось пойти следом за Героем под пулемёты.
@vandal, а поподробнее?) Тебе открылась лживость жизни и людей на гражданке? (При том, что армия - тоже бессмысленная тупость?) или что-то ещё?
@bedda, нууууу не совсем так всё было :D
Армия - свой закрытый мир, в котором я видел какой-то смысл
А вернулся на домой и со всех сторон произошёл наплыв всевозможной информации, которая нахрен не нужна, и в армии про такие вещи были просто не важны.
Спасибо за рецензию, забираю книгу в хотелки! И необычное построение привлекает, и тема крутая.
@mariabobrova, только читать ее надо под соответствующее настроение. Это реально взгляд автора со стороны, описание и анализ жизни. Диалогов тут мало)
@bedda, буду иметь в виду, спасибо!) Думаю, это будет даже лучше)
Я вообще всегда стараюсь избегать книг о войне, уж больно меня трогает эта тема, а читать и страдать не сильно хочется. Но эта рецензия... В ней прям какая-то магия, настолько кинематографически даже она написана, что я словно на какое-то мгновение перенеслась в другое место.
Моя уверенность в том, что книги о войне лучше не трогать, дала трещину))
Ох... Очередная книга связанная с войной, хоть и не полностью, не могу их читать. Но очень интересно описано, хочется окунуться во всех этих героев какими бы они не были. Попробую, вдруг смогу осилить.
@Rainier, там войны не много, в смысле нет каких-то душераздирающих сцен, и поскольку сам роман - это оценка со стороны всего, что происходит, то военная тема не очень выпирает. Здесь она просто кстати, чтобы подчеркнуть недостатки людей и общепринятой морали. А вот кинематографичность в книге действительно есть, несмотря на ее суховатый стиль. Я вот прямо видела готовые кадры для фильма)
@irina-green, книга не тяжелая, но читается медленно)
@bedda, тогда я передумала. Пожалуй, добавлю в хотелки))
Прям захотелось прочесть книгу, люблю я эти все скелеты из шкафов, которые часто падают на ничего не подозревающих людей.
Объективное в принципе набор субъективных и усредненных историй. Хотя собирательный здесь образ похоже не самого героя, а как раз таки указанные ценности.