Рецензия на книгу Чтец от sasha.goretskaya
Сложно. Сложно писать рецензию на книгу, которая безусловно хороша, но при этом не вызывает в тебе сильных эмоций. Хороша тем, как написана, хороша интересной историей, хороша персонажами. Но, увы, впечатление от нее осталось сугубо нейтральное.
Действие начинается в послевоенной Германии и разворачивается на протяжении тридцати лет. Значимых персонажей в книге всего два, поэтому вся история кажется камерной и очень личной, несмотря на очень сложную тему, которую поднимает во второй своей части. И тема эта – тема нацистских преступлений и меры ответственности за них всего немецкого народа. Личный характер книге придает, прежде всего, повествование от первого лица: юный Михаэль, размышляя о поколении родителей и их участии в событиях времен войны, не может прийти к единственно верному ответу на вопрос, как были допущены кошмарные злодеяния и кто за них в ответе. Так, из истории любви книга постепенно превращается в попытку переосмысления себя, образа близкого человека и, наконец, одного из самых неоднозначных периодов в новейшей истории.
Книга четко поделена на три временных отрезка, они следуют друг за другом, не нарушая хронологию, и чем ближе к концу, тем явственнее становится, что «Чтец» скорее об одном персонаже, второй же – это зеркало, в котором преломляется, искажается и тем не менее отражается главный герой. Мальчик Михаэль вырастает и даже сообщает нам некоторые подробности о своей жизни. Юноша Михаэль наблюдает за судебным процессом и раздумывает о справедливости и невозможности точно измерить степень вины. Мужчина Михаэль переступает через себя снова и снова и не находит в себе силы взглянуть правде в глаза. И только его глазами мы можем увидеть женщину, чья нелепая и тяжелая судьба становится центральной темой книги.
Печаль сопровождает эту книгу от первой до последней страницы, печаль и тусклый цвет форменной одежды.
И хотя Ханны в книге значительно меньше, чем Михаэля, это однозначно ее история. Первоначально между застывшим образом Ханны и движущимся по пути взросления образом Михаэля возникает контраст. Фигура Ханны предстает перед нами в готовом виде; она – взрослая женщина, с твердым характером и сложившимися привычками, даже описание ее внешности ассоциируется с силой и устойчивостью. Однако постепенно наносные слои падают один за другим, и мы видим женщину, у которой есть свои тайны и своя боль. Странные слова и непонятные поступки, как кусочки мозаики, складываются в такую простую и одновременно такую запутанную историю. И ты больше не знаешь, какая боль мучительнее, боль нацистских жертв или личная боль очень честной женщины, в которой стыдно признаться и которая приводит ее туда, куда приводит. Свой недостаток Ханна преодолеет, но какой ценой и сколько времени ей на это потребуется. Слишком много - скажет кто-то. Но она прошла свой путь, так как сумела и настолько честно, насколько смогла - скажет другой.
Повествование выстроено таким образом, что при линейном сюжете читатель возвращается во времени, чтобы найти наконец некоторые ответы и приблизиться к разгадке. Приблизиться - потому что на протяжении всей книги Ханна молчит, и мы вместе с Михаэлем можем только строить предположения.
Сам текст местами красив, местами завораживает, иногда он закручивается в такие предложения, что приходится возвращаться назад и фраза за фразой распутывать этот клубок, чтобы потом вновь собрать воедино. В целом "Чтец" показался мне сдержанным и беспристрастным, что и понятно, ведь автор рассказывает нам непростую историю и предлагает самим разобраться в ней и сделать выводы.