Рецензия на книгу Ветер западный от rina_rot
«Мужчины и женщины цепляются за своё право страдать, и порою лучше предоставить их самим себе хотя бы на время».
Мне кажется, именно эта цитата из книги отражает то, что в ней происходит. Не могу с уверенностью сказать, ошибка ли называть произведение «историческим детективом», но детектива в привычном понимании вы здесь не увидите, а историчность заключается больше в том, что автор показывает нам образ мыслей людей того времени и некоторые стороны их быта.
В конце 15 века в Англии в глухом, отрезанном от остального мира, поселении под названием Окуэм за четыре дня до Великого поста пропадает довольно обеспеченный житель Томас Ньюман, и вероятнее всего он уже мертв. Всем интересно узнать, что же случилось? Однако никакого расследования в книге не будет. Будет лишь «злой» начальник под кодовым названием «благочинный», приглашенный, чтобы, собственно говоря, разобраться в деле. И будет священник Джон Рив, на которого этот благочинный наседает. Повествование, кстати говоря, идёт от лица священника, поэтому всю картину этого мирка мы видим его глазами. Причём события в книге подаются в обратном порядке.
Как я уже сказала, в произведении читателю предоставляют скорее возможность подглядеть за мировоззрением и обычаями людей того времени, их страхами, отношением к Богу, суевериями, страданиями по различному поводу, за их грехами и помыслами. И, кстати, я считаю, что время и место действия подобраны хорошо. Почти 15 век, где-то там в другой Европе маячит уже Раннее Возрождение, а здесь, в отрезанной от мира мрачной сырой деревне без моста, ещё глубокое Средневековье. Люди без каких-либо так называемых вспомогательных средств или мало-мальских удобств силятся выжить. Даже лорд земель и тот настроил себе в голове воздушных замков и страдает фигней вместо того, чтобы реально попытаться вытащить из дна Оукэм. Люди живут в постоянной боязни и ожидании Божьих кар. При том у них есть возможность искупить вину перед Богом и очиститься, исповедовавшись, но на исповеди несут такую околесицу. И священник, и читатель знают наверняка, что на душах прихожан есть грехи и похлеще. Но читатель молча удивляется, а священник просто молчит. Отношения людей друг к другу тоже не блещут толерантностью и чем-то подобным. Единственный человек, «оттуда», Томас Ньюман, побывавший в разных странах Европы и поселившийся жить здесь, в этом мрачном отсталом уголке, мог привнести хоть какой-то свет и толику прогресса с помощью постройки моста. Но с мостом вышла оказия, а Томас пропал. Не знаю уж, хотела ли писательница показать, что Англия чуток отставала от некоторых других частей Европы, погрузившись в свои дела, или просто хотела указать на то, что с образом мыслей людей того времени и той местности особо каши не сваришь.
В итоге и так духовно нестабильный священник Рив мечется ещё бОльшими сомнениями. Этот персонаж из всех прописан наиболее полно. Нам показывают, насколько огромной ношей в то время являлся его чин. Оукэм давит на него. Он, человек, который вроде должен «собирать воедино», наставлять и быть отцом прихожанам, сам постоянно сомневается или ищет ответ и просит благодати или знака, хоть того самого счастливого западного ветра. Страдания, одни страдания. Мне этот человек не показался сильным.
Чтение проходило не то чтобы трудно, но достаточно нудно. Иногда будто ходила по кругу. Сюжета как такового почти нет. Однако за атмосферу готова поставить высокий балл. Я действительно будто побывала в этой средневековой мрачной местности. Советовать бы всем не стала. Хотя не исключаю, что произведение может понравиться, тут есть над чем подумать.
P.S.
На обложке российского издания фрагменты картины Брейгеля «Битва Масленицы и Поста». Веселись, но страдать не забывай.
#полуночный_экспресс
И хочется, и колется... С одной стороны, прям любопытна атмосфера, с другой, я не люблю, когда нудно(
@7admeta7, там сюжета закрученного нет: исповеди, размышления, воспоминания...
Ого, это так нарезали Брейгеля??? В жизни не узнал бы, если бы ты не сказала. Спасибо.
Там такое полотно масштабное. Впрочем, как все знаменитое у него.
Вторая рецензия, и прямо все больше убеждаюсь, что не мое. И даже не в нудности дело, как то не цепляет, не знаю почему.
После фразы про отсутствие сюжета сразу поняла, что такое брать не стоит(
Стоило бы взять для расширения кругозора себе эту книгу, но погода за окном и настроение и так напоминают средневековую Англию))
Но я к ней присмотрюсь)
@neveroff, сама где-то нагуглила)) я после иллюстраций в самой книге глянула на обложку и стиль фигурок показался знакомым)
@tanyhtel, надеюсь, всё же не так всё плохо за окном:D
@Rainier, я вот тоже. Ибо фальшивые исповеди, судя по рецензии они там именно такие, не восхищают. Это они будут плакаться, что не постились в положенное время, а то, что спёрли что-то у соседа не скажут х)
@7admeta7, Наоборот - скажут. И будут хвастаться этим. А не скажут то, чего сами стыдятся. И у каждого это разное. Например муж с бахвальством расскажет про массу реально плохих грехов, но на которые ему плевать, зато умолчит про избиение жены. А жена расскажет про свое, но умолчит про длительную связь с другим мужчиной.
Речь не о том, что прихожане приуменьшают свои грехи, вовсе нет. Некоторые даже наговаривают на себя. Дело в том, что почти никому нафиг не нужны те искупления грехов. Священнику нередко приходилось в спину кричать про "прощаю"...
@neveroff, внезапнооо... А зачем тогда они туда ходили исповедаться?.. Потому что так должно и нужно?
@7admeta7, раньше ж с этим строго было. Учёт, кто был на исповеди, а кто нет
@7admeta7, не пришел - против бога. Против бога = за дьявола. Кому оно надо? Пошел, нашептал дяденька не женатому про похоть, поржал с него и пошел домой. Не все такие, но был контингент прикрлистов .
Но тут как раз и есть то что я назвал в рецензии - непохоже, что это Стандард для средневековья' священник, который так спокойно относится к пастве, тем более так много и здраво рассуждающий. Обычно всех закозлить вот это Стандард.
@7admeta7, всем пришедшим в те дни на исповедь обещали грехи отпустить дней на 40 вроде бы. Вот все и ломанулись. Пришел чего-нибудь наплел и живи целый месяц как хочешь. А так исповедовались от случаю к случаю, могли даже у проходящего монаха. В книге и такое описано. Совсем не исповедоваться было нельзя, могли, как Вам уже писали, в чем-нибудь нехорошем заподозрить. Да и страх перед адскими муками был велик.
@julie, а, точно. Это ведь перед постом было. В книге так и говорится: исповедовались сейчас чтобы 40 дней можно было грешить спокойно.
@neveroff, ага. Меня вообще еще позабавило, что индульгенцию можно купить или даже подарить отпущение грехов. Я хоть и знала раньше, но всё равно прикольно) хотела в рецензии отметить, но в концепцию не вписывалось:)
@rina_rot, про индульгенцию смешно было в Тилле Улиншпигеле. Там бродячие монахи торговали по дням: нет у тебя денег выкупить себя в будущем из чистилища целиком, купи "минус год", или месяц и даже дни. Чуть ли не медяками по часам. Сценки смешные.
Люди насочиняли себе сказок, возвели в разряд религии, потом сами мучаются, ещё и тратятся. Ой Вэй))
@neveroff, пострадать же надо )
Довольно интересная аннотация у книги и такие разные рецензии на нее, поэтому добавлю в себе в виш-лист.
Вот ты пишешь, что чтение шло нудно, а у меня наоборот было так бодро и интересно) я даже удивилась, что книга для меня оказалась настолько хорошей. Вот только, как прочитала, так сложности возникли, чтобы написать рецензию. Если бы не игра, и не писала бы вовсе(
@ekaterin_a, вначале кстати прям нравилось, атмосферка такая, но потом правда будто по кругу)
А про написание рецензии даже не говори, такое ощущение, что я полжизни потратила :D во время чтения вообще даже не представляла, о чём там писать