Рецензия на книгу Дарующий звезды от sasha.goretskaya
На мой взгляд, «Дарующий звезды» - довольно слабая книга, но в том-то и прелесть книг, что каждый может выбирать себе по душе, обсуждать их, сколько заблагорассудится; книга же будет безмолвно стоять на полке, не пытаясь защищаться от критики, и ждать своего читателя, ведь задача книг – рассказать историю.
История сама по себе занимательная и происходит в неоднозначное время. 1937 год, Кентукки Соединенные Штаты Америки. 1937 год: мир на пороге мировой войны, Великобритания и Франция ведут большую политику, Советы воздвигают грандиозные стройки и устраивают не менее грандиозные репрессии, Китай раздирают войны. А мы попадаем на задворки американской цивилизации, где чуть ли не единственным признаком времени являются автомобили, но даже вместе с ними меня не покидало стойкое ощущение, что действие происходит веке в девятнадцатом, столько анахронизмов, стереотипов и невежества показано в одном отдельно взятом городке. Скорее всего, это необычно, но меня в книге в первую очередь привлекли не герои и не сюжет, а та самая неприглядная сторона Америки, с которой, как ни крути, сталкиваешься реже. Ну, не приходит на ум, что в государстве, которое на тот момент захватило экономическое лидерство, часть населения живет в хижинах, больше соответствующих временам Зверобоя, а угольные шахты и вопросы безопасности шахтеров словно перенесены из романа Золя.
Сюжет вертится вокруг конной библиотеки. Такие учреждения были созданы для борьбы с неграмотностью и распространения информации в горных районах Кентукки, библиотекари – исключительно женщины (у мужчин есть более значимые занятия) – буквально развозили книги и журналы по уединенно расположенным фермам, ведь их жители не могли посещать обычные библиотеки. Передвигались библиотекари на лошадях – некоторые районы практически непроходимы. Книги развозили по жесткому графику, поэтому ездить приходилось в любую погоду. Можно только представить всю сложность и напряженность такой работы. И тем не менее, необходимость и очевидная польза, которую приносили конные библиотеки, очевидна только современному читателю, многие зажиточные и не очень второстепенные герои книги воспринимают ее деятельность в штыки. Еще бы, ведь женам и детям читать положено только Библию, и неизвестно что там привезут эти испорченные женщины, которые (подумать только!) в одиночестве разъезжают по горам. Собственно из-за одной тонкой книжки в серой обложке и правда разразится целый скандал в сонном провинциальном городке.
Итак, какие же соображения позволили мне так нелестно отозваться об этом произведении в самом начале. Герои, точнее героини, берутся за трудное, часто неблагодарное дело, их личные истории необычны, но есть один большой минус – в этой книге все плоско: и пейзаж, и семейные драмы, и рушащиеся отношения, и сами персонажи. Как будто вместо предполагаемого трехмерного изображения и выступающих, как было задумано, над поверхностью иллюстраций нам подсунули дешевое издание с посредственной полиграфией. Марджери – самый яркий по определению персонаж – и та будто бы сдувается к концу произведения. История Элис – центрального героя – остается пресной, несмотря на все перипетии. Любовные линии – место им здесь также находится – оставляют равнодушным. Непонятное поведение Беннета – мужа Элис – так и не объясняется, и это похоже на досадное недоразумение.
Куда большее впечатление производят побочные, на первый взгляд, линии, а именно варварское отношение к природе и свойственный тому времени мужской взгляд на женщин и то, что по мнению мужчин уместно, а что – нет. Уместно, например, бить жену, запрещать дочери работать, бездоказательно обвинять в распущенности; неуместно приходить в церковь не в том платье, задавать мужу откровенные вопросы, говорить правду о незаконной (бандитской) деятельности местного богатея. Главная интрига книги тоже началась с того, что одному алкоголику показалось неуместным занятие Марджери; а усугубило положение неуместное неумение этой же героини молчать о способах разработки угольных рудников и ее желание бороться за права простых рабочих. Эти направления повествования не завершены и все-таки они выглядят сильнее тех, что помещены на первый план.
Ожидания от одной и той же книги разнятся у каждого читателя. Мои не оправдались: ни сильных персонажей, ни глубоких переживаний. Тем не менее, что-то для себя из этого произведения я, безусловно, вынесла; что-то неожиданное, не свойственное подобному жанру. Не могу дать негативной оценки, она – сугубо нейтральная.
Давно уже смотрю в сторону этой книги, заберу себе)
@littlemermaid, так найдите же в ней то, чем можно восхищаться)