Рецензия на книгу Девушка с татуировкой дракона от neveroff
Первый раз читал книгу, когда она только появилась и почти сразу хотел перечитать. Вот, нашелся повод - флешмоб #убийственный (Тема 7. Журналистское расследование преступления)
Роман, безусловно, знаковый. Не думаю, что сильно ошибусь, если скажу, что именно с него начинается мировая популярность скандинавских детективов. Со всеми их обязательными атрибутами - много кофе, еще больше секса, обилием социальных проблем (в основном семейным насилием), жестоких убийств и так далее. И честно скажу - сколько я с тех пор прочел шведских, норвежских, финских и датских авторов, но такого впечатления реальности происходящего, как у Стига Ларссона именно в этой книге (продолжения уже категорически не то) никто из них не вызывал.
Итак, в книге два главных героя.
1. Микаэль Блумквист. Назову его оппозиционным журналистом. Он пишет разоблачающие статьи, основанные на собственном журналистском расследовании. В стране он получил широкую известность, т.к. еще молоденьким разоблачил (хотя и относительно случайно) опасную банду грабителей. За что получил прозвище Калле Блумквист - если кто-то не в курсе, это самый популярный после Пеппи Длинныйчулок персонаж Астрид Линдгрен.
2. Лисбет Саландер. Практически гениальный хакер и поисковик информации, но при этом социопатка и официально психически нездоровая. Добрая как голодная акула и спокойная как ужаленный тушканчик. Впрочем, жалит обычно она... За что и получила прозвище Оса. Впрочем, пусть только кто-то скажет, что эта девушка не имеет повода для агрессии. Скорее странно, что мир не сумел превратить ее в очередного монстра.
По сюжету сначала мы узнаем каждого из этих людей по отдельности, но затем судьба сведет их вместе. Зрелого мужика за 40 с мышлением заправского сыщика и умением доносить информацию до широких масс и 24-летнюю полутораметровую девушку с анерексичным телосложением и внешностью 13-летки, для которой ни один компьютерный пароль не преграда, а нравственные барьеры отсутствуют как класс.
Блумквиста нанимают, чтобы провести журналистское расследование. Сложнейшее: некогда, практически когда сам Микаэль ходил пешком под стул, пропала девушка, внучка известного миллионера. Трупа нет, намеков нет, зацепок полиция не обнаружила. Дед может и смерился бы, но ему на каждый день рождения приходит некий сюрприз, который пожилой и отчаявшийся человек воспринимает как издевательство убийцы.
Короче, у Блумквиста задача непосильная, однако дорогу осилит идущий. Тем более если на дороге появится такая миниатюрная и странная девушка с татуировкой дракона на спине и ноутбуком под мышкой...
Однако всё становится гораздо опаснее, когда во время поисков пропавшей журналист обнаруживает целую череду жестоких убийств, растянувшихся на многие десятилетия. Полиция не связывала эти многолетние преступления в единое дело, т.к. ничего объединяющего между ними не было. А вот Блумквист находит и от этого уже не отмахнуться: все убийства "стилизованы" и "оформлены" под жестокие и ненормальные библейские наказания за грехи.
Журналистское расследование отличается от полицейского тем, что первому не требуется действовать строго по закону. Нет, когда будешь статьи печатать, будь добр сверяться с официальными данными, чтобы не нарваться на закон о клевете. Но такого, что забыл зачитать подозреваемому права и теперь всё им сказанное можно смыть в унитаз - такое журналист минует. Кроме того, журналист сам решает когда ему остановиться, а когда копать дальше. Ну и в третьих, журналистским расследованием скорее всего занимаются, потому что заинтересованы, а не потому что "надо".
С другой стороны - опрашивать свидетелей в разы сложнее, ведь журналисту они ничего сообщать не обязаны.
Именно в таком ключе и действует Микаэль Блумквист - исследования без ордера, поиск информации без согласия, разговоры в нерабочей обстановке. Впрочем, у него все равно относительно законные методы ведения расследования.
А вот Лисбет Саландер отдельная песня. По всей видимости из ее ДНК на генетическом уровне удалено понятие "нельзя". Поэтому имеем что имеем. И частенько - слава богу.
Читается роман с огромным интересом. Особенно увлекательна линия о преступнике-маньяке. Но кроме нее читателя ожидает и линия коррупции, линия коварного бизнеса, линия о вычислении крота в коллективе и другие. В общем, отсутствием разнообразия книжка не страдает.
Однако при всех моих дифирамбах я отдаю себе отчет, что произведение выигрывает не за счет сюжета или специфичности преступлений.
Погоду делает, безусловно, Лисбет Саландер.