Рецензия на книгу Маятник Фуко от vandal

После моего искреннего восхищения романом "Имя розы", я захотел ещё больше познакомиться с Умберто Эко. "Маятник Фуко" был следующей книгой, которую я добавил в хотелки, но помня, что «Роза» была достаточно сложной, приходилось баловаться с "Пражское кладбище" и "Баудолино", которые послабее и попроще, чем первое творение итальянского классика. Поэтому я был рад, что наконец-то добрался до «Маятника», но некий осадочек от прочтения остался...
Первая глава сразу же задаёт такой тон, что начинаешь сомневаться – а стоит ли читать? Может всё ещё не готов? Но дальше…не буду врать…дальше тонны информации, которую надо переварить, но обо всём по порядку.
Италия времён «свинцовых семидесятых» - огромное количество всевозможных политических движений и веяний, которые способны вскружить голову любому молодому удальцу. Времена, когда хочешь ты этого или нет, а к какой-то группе обязательно прибьёшься. Беспорядки, насилие и остальные сопутствующие «плюшки» - в общем, вы меня поняли.
Вот и главный герой, Казобон, прибивается к…издательству, выпускающее книги…скажем так…не особо хорошего качества – всякие оккультные бредни с теориями заговоров, где рассказана вся-вся правда, вот те крест.
Казобон, вместе с верными товарищами – Бельбо и Диоталлеви - решают, что и они способны создать свою теорию заговора с блэкджеком и шлю…тамплиерами. Появляется своеобразный План, который закручивает всё.
С этого момента и начался мой персональный АД…помните в советском мультике жадный раджа кричал «Больше золота! Больше!», а потом его накрыло…
Вот и я хотел информации, а потом меня как накрыло историей о тамплиерах, розенкрейцерах, иезуитах, каббалистах, франкмасонах и т.д.
И ведь всё так складно получалось, всё отлично подходило под План. Я даже сам начал верить, что такое вполне возможно и Эко знал намного больше, чем кажется. Но это не самое главное в книге.
Вся книга – прекрасная издёвка над всеми существующими теориями заговоров и над людьми, в которые в них верят. Эко показывает, как легко можно подтянуть к любой идее совершенно разные исторические факты, и как они прекрасно сложатся для любого Плана. Как люди, вполне образованные и умные, способны поверить в любую невероятную хрень, а про одержимцев я вообще молчу. Это гениальная насмешка и в тоже время, попытка открыть людям глаза, что все теории – просто выдумка, созданная кем-то со скуки или за денежку.
По поводу осадка - "Имя розы" - отличный детектив с охренительными историческими вставками о нюансах католической веры и церкви в Средних веках. Я наслаждался и восхищался ими. В "Пражское кладбище" и "Баудолино" хоть и есть исторические факты, основа всего - конспирология и выдумывание фактов. Да, это очень любопытно, но мне хотелось какой-то реальности, чего и ждал от данного прочитанного романа. На деле же, я получил всё те же вымыслы, которые получили развитие в дальнейших книгах о которых говорил выше.
Вы не подумайте, это не попытка бросить камень в огород Эко или что-то подобное, просто я ждал нечто другое и проблема только во мне.
В целом, это вполне познавательный и просто отличный роман, который всё-таки незначительно уступает первому творение мастера. Такое чувство, что после Розы, Эко решил писать попроще. Чтож, мне осталось прочитать ещё несколько романов - со временем я это проверю.
А мне вот Маятник наверное понравился даже больше, чем Имя Розы. А от Баудолино и Пражского кладбища я просто пищала именно из-за этих фантазий на исторические темы)
@bedda, просто я не очень люблю исторические вымыслы и тут Имя Розы столько информации мне выдал, что я потом несколько дней пытался всё это собрать в своей голове.
Но да, в Маятнике и последующих книгах вообще было любопытно посмотреть, как МОГЛИ быть придуманы всякие теории заговоров и созданы всевозможные артефакты.
Что-нибудь ещё у Эко читала, м?
"Первая глава сразу же задаёт такой тон, что начинаешь сомневаться – а стоит ли читать? Может всё ещё не готов? "
Я каждую книгу Эко начинаю читать как будто первоклашка, вызубривший заранее таблицу умножения и собирающийся выпендриваться перед сопливыми одноклассниками, но вместо школы, как через портал, попавший на защиту диссертации по высшей математике. И сидит этот первоклашка и думает "Логи... рифы... Чё? Трижды семь же двадцать один! Чё за дела, блин?"
Но потом попускает и я заныриваю с удовольствием. Но лучше Имени розы у него как по мне ничего не может быть. она особенная.
@neveroff, о да...такое чувство, что Эко специально так начинает с мыслью "а нужно ли тебе это, м?" и если всё-таки нужно, то книга проходит незаметно.
Ну кроме Розы, она проходила очень заметно - и тяжело, и познавательно, и очень интересно. Да и фильм неплох.
@vandal, согласен, достойная экранизация. Коннери хорошо врубился в роль.
Ммм... Какое имя у главного героя! С третьей попытки только правильно прочитала, а то всё Кобзон мерещился... )))
По моему опыту общения с Эко, его нужно читать очень вдумчиво и, желательно, обложившись справочниками.
@beshenaia, да, Кобзон был всегда рядом, когда приходилось читать имя главного героя)
Да, Эко с "шашками наголо" не взять - временами приходится гуглить и что-нибудь вспоминать из истории)
Вот насколько меня притягивает Эко, настолько и пугает своими объемами) Имя розы уже лежит на полке и ждет своего часа, но про остальное у него пока думать не могу, но нравится по рецензии.
@mariabobrova, в начале объемы действительно пугает, но при чтении это практически незаметно)
@vandal, я оооооочень на это надеюсь))
@mariabobrova, объемы там вообще не страшны, а вот потоки информации - они способны накрыть с головой)
Меня тоже пугает объем. Я начинала "Пражское кладбище", но поняла, что не готова, и бросила)) Потом хотела эту книгу, но волею судеб на полке оказалась "Имя розы". Надеюсь, что когда-нибудь возьмусь, потому что все больше интереса к автору)
я вот даже открывала книгу после Розы, но решила подождать немного. до сих пор жду и собираюсь с мыслями)