Рецензия на книгу Сентябрьские огни от neveroff
В предисловии Карлос Руис Сафон говорит, что попытался этой книгой закрыть цикл и чуть-чуть больше приоткрыть завесу над темной стороной из Владыка тумана. Честно говоря, я этого не заметил. И если как цикл я могу все это принять по параметрам "во времена войны подростки противостоят потустороннему началу", то связи с первой частью не вижу. Даже если решить, что мельком упоминаемый маяк - это тот самый.
Вообще данная книга больше представляется своеобразным приквелом к Марина. По крайней мере антагонист, мальчик+девочка, старинный дом и сложные куклы могут связать две эти повести.
В этой истории автор рассказывает про 15-летнюю Ирен, переезжающую с мамой и младшим братом в тьму-таракань. Дело в том, что скончался горячо любимый отец и людям просто нет на что жить. А тут маме предложили непыльную работу у эксцентричного богача. Эксцентрика его заключается в первую очередь в огромном количестве сложных пугающих механических игрушек, можно сказать старинных роботов. Напоминали того механического человека из экранизации Хранитель времени.
В этом местечке Ирен знакомится с немного нелюдимым пареньком, морячком Исмаэлем. У них зарождается первое теплое чувство, которое могло бы подарить множество прекрасных дней... Но не в этой книжке, увы. И все дело в том, что мамин работодатель одна из твинпиксовских сов, которая не то, чем кажется.
В романтику вмешивается мистическое потустороннее зло, и из подростковой любовной повести книга быстренько превращается в подростковую страшилку.
Как и ко всей трилогии в целом, можно подобрать минусы и недостатки и в этой части. И не слишком плавно развязанные узелки, и немножко скомканное повествование, и не совсем логичное Зло, не говоря уже про отсутствие предчувствий у главных героев... Однако само чтение было исключительно уютным (я обо всех трех повестях говорю), поэтому глубоких нареканий лично у меня нет. Очевидно же, что ориентировался писатель на 12-14-летних. А в этом возрасте я бы прыгал от восторга от этих готических, можно сказать, сказок.
Третья часть показалась мне слабее второй Дворец полуночи, но сильнее первой Владыка тумана. Я считаю, что можно было бы усилить эффект от первой и третей и довести хотя бы до уровня "Дворца", если бы вместо Исмаэля был бы Макс из дебютной истории. И маяк был бы однозначно тем же, без намеков. А вместо Ирен можно было бы сделать девочку из того самого приюта, из которого вышли главные герои Дворец полуночи. Тогда и связалось бы воедино всё четко, и объяснило бы (пусть между строк) сущность этих дьявольских духов...
Зато мне понравилось, как через все три книги прополз туман. Который не только дал название трилогии, но и проассоциировал состояние мира во времена действия - накануне и во время Второй мировой войны. Умеет Сафон навести подобную атмосферу, причем без каких-то описаний. Всё само, чисто в голове....
П.С. Вот и закончился мой путь по творчеству этого великолепного испанца. Его можно любить, не любить или наплевать - кому как, дело вкуса. Но для меня он является образцом "ламповой литературы", а его Тень ветра навсегда останется хрустальной хрупкой любовью, которую надо беречь, затаив дыхание.
Покойся с миром сеньор Сафон. И спасибо за всё-всё.
#БК_2021 (В названии книги упоминается месяц)