Рецензия на книгу Гарпия в Академии от sasha.goretskaya
То ли не задалось у меня знакомство с женским фэнтэзи, как величают его на Ридли, то ли мне попадаются сплошь второсортные, а то и третьесортные представители сего семейства. И нисколько не легче от того, что читаю я их не по собственному выбору, а подчиняясь правилам игры, ведь в результате два, а то и три вечера в итоге потрачены на книги, которые к литературе имеют весьма отдаленное отношение. Познакомившись с парой книжек современных русских фэнтези-див, хочется схватиться за голову. Это ж надо, как некачественно можно писать, а тебя при этом будут читать.
Читая это «произведение» я поначалу даже испугалась, что снова столкнулась с творческим тандемом, печатающимся под псевдонимом Катерина Полянская, но нет, пронесло; здесь все конечно печально, но не настолько. В наличии те же раздражающие сравнения себя любимой и не только с различной живностью, неуместные довольно едкие шутки по поводу и без, общий саркастический стиль изложения с позиции «я же умнее всех». И да, действующее лицо – дерзкая, если не сказать нахальная, невоспитанная, но претендующая на интеллектуальность и сообразительность рыжеволосая бестия. Гарпия, если быть точной. Звать которую Марсия. Из недочетов (видимо общих для представительниц этой «школы») еще можно отметить скудные описательные детали, вследствие чего декорации для действия вышли ну очень бедными; а также невероятное смешение разумных рас, беглое упоминание стран и фрагментов истории (некоторые из которых бессовестно украдены из реальной истории, повод к восстанию сипаев, например). Все вместе это совсем не способствуют выстраиванию логичной и естественной картины невсамделишного мира.
Действие деталями не перегружено, развивается быстро и местами слишком внезапно, читать не скучно… если бы не возникал вполне оправданный вопрос – зачем? Среди молниеносных скачков от начала очередного побоища к чудесному одолению очередных гадостей, сопровождаемых наикратчайшими пояснениями, что же это были за твари такие; неразберихи в чувствах главной героини к остальным персонажам повести; каверз драконов, студентов и иных сущностей, не уступающих во вредности Марсии, я постоянно теряла главную нить. Может, это и к лучшему, так как оказалось, что узнать суть интриги мне так и не удастся, поскольку у книги есть продолжение и обрывается она, оставляя читателя не солоно хлебавши, иными словами, так и не дав внятного объяснения, кто виноват и что делать.
Как я уже и сказала, сюжет разворачивается вокруг гарпии Марсии, которая ищет того, кто столкнул ее народ с народом драконов, воспользовавшись удачно подвернувшимся поводом. В этой книге она его не найдет, зато завертит амур де труа, вынесет мозг всем окружающим ее мужчинам и станет легендой среди студентов Академии, где отбывает свой срок наказания. Срок она отрабатывает потому, что в ходе конфликта между гарпиями и драконами, была облыжно обвинена в ходе розыскной деятельности. А решение амурной линии автором выбрано совсем плоское, слишком прямолинейное и без подводок.
И все же были в этой книге места, за которые автора хочется похвалить. Первое – сцена с покрашенной головой декана темных искусств была-таки уморительна. Юмор, если автор использует его в правильной дозировке, неплох. Но, в том-то и дело, что количество шуток зашкаливает и придает повествованию налет безвкусицы и банальщины. Второе – вставки-размышления главной героини из будущей книги мемуаров. В них есть действительно стоящие мысли, и по ним сразу видно, в чем автор по-настоящему разбирается. Мне не совсем понятно, зачем разбавлять низкопробное фэнтези разумными рассуждениями. Или зачем писать низкопробное фэнтези, если тебе есть что сказать. И мне не совсем понятна разница между разрушительными действиями героини по факту и стройными соображениями оной в своих записях. Показать читателю, что за жемчужина таится внутри Марсии? Так в львиной доле текста она напрочь лишена тонкости и интеллигентности.
Слабо, одним словом. Негармонично.