Рецензия на книгу Летний ресторанчик на берегу от sasha.goretskaya
Двойственное впечатление оставила эта книга. С одной стороны явных огрехов и ляпов в ней нет, с другой – не дотягивает она до уровня произведения, которое оставляет в душе след и которое когда-нибудь захочется перечитать. Вроде бы и старалась автор вложить в книгу мысли о доме, о поиске своего места в мире, но все же «Летний ресторанчик» так и остался преимущественно любовным романом, крепким таким середнячком, каких множество в этом жанре.
Действие происходит на отдалённом шотландском острове, он вымышлен автором, но по ее же словам соединяет в себе черты нескольких реальных мест. Должно быть, северные острова волшебны, наверняка они таят в себе трепетное очарование, скрытое за внешней суровостью, несомненно, их природа удивительна и способна влюбить в себя до конца жизни, но… Но нет в книге того писательского мастерства, которое творит магию присутствия, создает атмосферу, переносит тебя в воображаемую реальность, хотя бы на несколько мгновений. Описания пейзажа есть, касатки, тюлени и кулики – тоже, игра света и цвет моря в наличии, только слагаемые так и не складываются в захватывающую картину, движущуюся, дышащую, беспрестанно меняющуюся.
Наоборот, остров скорее кажется застывшим. Причем не потому, что он далек от динамично развивающихся центров, а потому, что в тексте этой динамики по большей части не хватает.
Сюжет закручивается вокруг Флоры – местной уроженки. После окончания школы она уехала в Лондон, где устроилась в крупную юридическую фирму и пытается сделать карьеру. Стечение обстоятельств, а именно необычное дело, за которое взялась ее фирма, вынуждает Флору вернуться на родной остров. Конечно же все не так просто с возвращением домой, конечно же у Флоры и ее семьи есть вполне драматичные недопонимания, а еще она по уши влюблена в своего заносчивого босса, который тоже припрятал парочку скелетов в своем шкафу. Что интересно, точнее как раз интерес-то и исчезает, практически сразу становится понятно, каким образом будет решена интрига в любовном четырехугольнике. Потому как прием перевода фокуса на другого героя и короткие вставки-обзоры с его точки зрения моментально выдают намерения автора. Уж слишком все прозрачно, ведь только один персонаж, кроме Флоры, удостаивается дополнительного эфирного времени.
Может быть, кто-то скажет, что это книга о том, как человек находит себя, о том, как по сути важно не само место, где ты живешь, а ощущение своей необходимости именно в этом месте, помноженное на удовлетворение от того, чем ты занимаешься и внутренний комфорт. Может быть, но эта идея, как и некоторые другие, лишь декларируются. В героях не заметна какая-то душевная работа, она видимо остается за кадром, зато в конце большинство проблем находят счастливое разрешение. Прямо как по волшебству, только здесь оно и присутствует. На мой вкус, слишком явно, слишком прямолинейно. И что самое, пожалуй, печальное – в книге нет глубины.