Рецензия на книгу Искусство легких касаний от alyonaivanishko
Когда я беру в руки книгу Виктора Пелевина, наверняка знаю только одно – это будет что-то небанальное с великим множеством аллюзий на всё подряд от восточной философии или русской классики до рекламы 90-х. [Говорят, ему свойственна вторичность в собственных идеях, но на моём счету пока слишком мало книг, чтобы это утверждать.]
А дальше уже как повезёт, возможно, попадётся что-то из серии «что курил автор», а, возможно, как в этой книге, за тремя историями стоит намерение поговорить о… Кроносе.
И не стоит воспринимать всё буквально, хотя непосредственно о Кроносе тоже будет идти речь. Сам Кронос, если кто не помнит, это в древнегреческой мифологии был такой титан (божество), который ел своих детей, одним из которых был Зевз.. Дальше, думаю, достаточно популяровано.
Так вот, важнее то, что Кронос персонифицировал время, и в новеллах будут соединяться дела насущные и темы вечные – от интерпретации эллинской и египетской мифологии и рассуждении о времени, до прямого переложения идеи о ноосфере Земли в сочетании с эдаким эффектом бабочки – искусством лёгких касаний, как здесь принято называть, или искусством общественных вбросов, как я для себя поняла.
А раскрыто это, с одной стороны, куда уж тривиальнее и линейнее, а с другой, есть в этом некий шик. Сама книга – сборник из трёх новелл, которые сюжетно не имеют друг к другу никакого отношения, зато переплетены смысловой частью и для понимания книги неотделимы друг от друга.
Первая новелла повествует о четырёх парнях, с лёгкой руки олицетворяющих коллективный портрет России – торгуя дешёвыми шортами и кривыми оконными рамами, производя мысли и слова, они живут за счёт полуосвобождённого пролетария. И где-то в горах Кабардино-Балкарии встречают Иакинфа, который и приоткрывает нам связь дня сегодняшнего и древней мифологии.
Вторая часть построена на пересказе, сдобренном комментариями, некого детектива, вырисовывающийся в эдакий Код да Винчи. Комментарии, надо сказать, острые, местами критикующие основной текст, но весь этот стиль пересказа сосредотачивает нас на главном – на том, как устроен мир.
Третья же новелла – зэки в столыпинском вагоне общаются по пути на зону. Самая странная и непонятная для меня часть, но, как потом оказалось, эта новелла продолжает Тайные виды на гору Фудзи, которые я не читала. В целом, тоже любопытно, просто немного в отрыве от основного текста.
Я тут выше всё распинаюсь о том, что нам показывают, как на самом деле устроен мир, действительную связь древнего и современного и всё в таком духе. Естественно, это лишь по одной из версий Виктора Олеговича, ну а для меня это было любопытными рассуждениями на тему.
Всегда Ваш,
Алён
#школа_декабрь_1
(Русский язык. Оригинал произведения впервые опубликован на русском языке)