Рецензия на книгу Призрак дома на холме от neveroff
Особняк Хилл-хаус стоит одинокий и заброшенный и вызывает отвращение местных жителей. С наступлением сумерек ни один адекватный человек не отважится к нему приближаться. Но доктор Монтегю в компании будущего владельца особняка и двух девушек, которые по мнению доктора обладают паранормальными способностями, заселяются в это жуткое здание чтобы изучить его на собственном примере. Что из этого выйдет догадаться нетрудно...
Не знаю как правильно сформулировать свои впечатления. Вначале мне казалось, что это будет роман в духе "Десяти негритят": как доктор рассылал письма с приглашениями, как получатели решали ехать или не ехать - было похоже. Но приняли приглашение лишь инфантильная Элинор и богемная Теодора, а это уже нечто не в духе Агаты Кристи.
Далее мне нравились персонажи, в смысле - их образы.
Для Теодоры вся жизнь - игра.
Для молодого наследника Люка Сандерсона данный эпизод жизни - момент истины: в его наследстве есть шикарное поместье с легендами, на котором можно заработать, или просто участок со зданием под снос?
Для доктора Монтегю - чисто научный интерес со знаком плюс, хотя он ничего особенного для изучения и не делал.
Для приехавшей позднее жены доктора с коллегой по школе (с любовником?) тоже научный интерес, только со знаком минус, потому что она так сказать любит себя в театре и не любит театр без себя.
Ну а Элинор, главная героиня, до 34 лет живущая с сестрой, до этого - с матерью... Что сказать, мне казалось с первых ее появлений на страницах, что дама больна шизофренией. А такой персонаж в книгах, тем более мистических и пугающих, обычно наиболее интересен.
То, что происходит в доме-на-холме одновременно и увлекательно и нет. Интересна идея, что чем дольше живешь (ночуешь) в Хилл-хаусе, тем больше видишь. Интересно узнать предысторию. Но вот как описано то, что происходит... Как бы сказать? Если это представлять, то понимаешь, что людям должно быть жутко, а не просто страшно. Но читать про это не страшно абсолютно. По крайней мере я не погрузился в атмосферу.
И финал - наибольшее разочарование.
Во-первых, он наступил нелогично резко. Нагнетали-нагнетали-нагнетали и - бац - конец книги.
Во-вторых, он снова-таки не смог меня погрузить в атмосферу.
В-третьих, на заданные и незаданные, но витающие в воздухе, вопросы читатель ответа не получает. А для книг такого жанра это несколько странновато. Хотя может в этом и фишка?
Из плюсов:
1. Крутая завязка.
2. Удачные женские образы, особенно зрелые - служанки поместья и жены Монтегю.
3. На протяжении всей книги я пытался отгадать - существует ли Хилл-хаус и все эти герои на самом деле, или всё происходит в голове Элинор, если допустить, что она шизофреничка и сидит в какой-то психушке?
4. Финал. Как бы не парадоксально это звучало относительно того, что я написал выше. Дело в том, что для литературной истории такая концовка практически неприемлема, зато в реальности подобный эксперимент в 99,9% случаев закончился бы именно так.
В целом, я не пожалел, что ознакомился с данной книгой. Для 1959 года, пожалуй, она написана вполне прилично и нешаблонно. Просто Шерли Джексон стоило развязывать историю не так резко и тогда многие претензии замаскировались бы.
#БК_2022 (4. Книга, которую рекомендовал Стивен Кинг)