Рецензия на книгу О дивный новый мир от fermalion

Давайте сразу условимся: говорить о «Дивном новом мире» можно только в тесной его связи с «1984» Оруэлла (о ней я тоже писал, ну это так, к слову). Если вы еще не читали «1984», то будьте готовы прочесть ее сразу же после этой книги, а если по каким-либо причинам вы не собираетесь читать Оруэлла вовсе — можете перестать читать эту рецензию прямо сейчас.
Эти две книги настолько разные, насколько вообще могут различаться два художественных произведения. Это Инь и Ян от мира художественных антиутопий, это альфа и омега борьбы с системой, это обжигающий кипяток и кубики льда на сознание читателя. Их восприятие не просто различается, оно диаметрально протвоположно — как будто с вами, как в том анекдоте, сначала разговаривали о музыке, а потом неожиданно начали танцевать об архитектуре.
Они так сильно различаются, что кажется, что ни одна из них не может восприниматься в отрыве от другой; но их контраст — их же сильная сторона.
Черное на белом — противоположность этих двух книг помогает читателю лучше прочуствовать обе.
Это две абсолютно одинаковые книги, идентичные друг другу, как зеркальное отражение. Они создают одну и ту же ситуацию, формируют вокруг нее один и тот же социум, рождают в нем одного и того же индивида, и итог их, увы, одинаково плачевен.
Любопытный парадокс: Хаксли и Оруэлл говорят нам об абсолютно одних и тех же проблемах двух очень похожих людей, но делают это совершенно разными способами, будто двумя разными языками.
Олдос Хаксли создает на страницах этой книги тот самый Дивный новый мир — мир достатка и пресыщения, торжество эпикурейства и праздник гедонизма, возведение в абсолют всех консьюмеристских идей общества потребления и тотальное проникновение этих идей в сознание масс.
У людей этого мира есть абсолютно все. Изысканные блюда, тысячи способов провести свой досуг — от ощущальных кинотеатров и запаховых концертов до сотен легкодоступных женщин и мужчин и легализованного, абсолютно безвредного наркотика, дающего поистине фантастические ощущения.
Голод — устранен. Болезней — последние сотни лет не существует никаких. Войны — в прошлом.
Тревога, страх, несправедливость, неудовлетворенность, вражда, нетерпимость, ярость — все это теперь не больше, чем просто слова, которые, кажется, были... а были ли?
Логика этого общества проста: никакие душевные тревоги не способствуют благосостоянию общества, значит, душевные тревоги нужно устранить.
Но если нет душевных тревог, если нет никакого ожиданья и мечтаний, никакого сладостного душевного томленья или прохладного, тяжелого сомнения; если сама душа не видна и не дает о себе знать — есть ли она?.. Или может, ее тоже уже потребили, переварили, разложили и выплюнули трубой перерабатывающего завода легким мутным облачком?..
Единственное, для чего существуют люди в этом мире — это Потребление.
Все нарастающее и нарастающее потребление экономических благ во имя Господа нашего Генри Форда — это единственный способ поддерживать процветание страны и мира.
Человек — это больше не носитель светоча разума и очага духовности, это слово, которое больше не звучит гордо.
Человек — это просто двуногая машина для Потребления, дрессированная обезьяна, призванная раскачивать маховик по имени Экономика.
Просто батарейка, но в несколько ином смысле, чем у Вачовских.
Потребляй. Покупай. Инвестируй в экономику — так будет лучше всем.
Простая экономика.
Повествование, рассказанное автором в таких декорациях — это история жизни одного человека, «дикаря» из резервации-заповедника, этакого «Маугли» нового века.
Этот человек, воспитанный на дремучих и жутковатых ритуалах древности (таких, как любовь и привязанность к родителям, мерзость-то какая!), пытается выжить в этом мире, пытается сопоставить себя с окружающими людьми — румяными, здоровыми, искуственно улыбающимися и с непроглядной пустотой в стеклянных глазах.
Он хочет ЖИТЬ, а не существовать изо дня в день, раскачивая маятник всеобщего благоденствия во имя непонятно какого идеала.
Поднять голову. Дышать полной грудью.
Если плакать — то навзрыд, если влюбляться — то до гроба, если драться — то насмерть, если быть счастливым — то навеки.
Он просто не знает, что счастье уже расфасовано по дозам и продается в любом магазине с годовой гарантией, а другого счастья в этом мире нет и быть не может.
В идеальном рыночном мире, где абсолютно все уже рассортировано для продажи и красиво разложено на витринах, он имеет наглость хотеть чего-то для души.
Он вступает в противостояние с миром, и мир оказывается сильнее. А его смерть, в конечном итоге, тоже оказывается неплохим товаром.
И знаете, что во всем этом самое ужасное?
Весь этот мир со всей его внутренней логикой и законами, вся эта история одного маленького человека с его смятением и низвержением — все это как-то до ужаса правдоподобно и непротиворечиво.
Нет ровно ничего, что бы позволило вздохнуть с облегчением и сказать: «ну, тут-то автор перемудрил! Так не бывает!». Хаксли аккуратно, слой за слоем выстраивает перед нами целый мир, который жизнеспособен настолько, что волосы встают дыбом от ужаса.
Если поначалу читаешь эту историю как фантастическую и в чем-то сказочную, то под конец начинаешь нервничать: история, рассказанная Олдосом Хаксли, выглядит до болезненности правдивой. Призрак Дивного нового мира уже сейчас витает над нами, готовый принять нас в свои маркетологические объятия и продать нам в ипотеку спокойствие и счастье (в наличии и под заказ).
Оглянитесь — вы видите этот фантом?..
Гениально.