Рецензия на книгу Теллурия от alalila
Я боялась приниматься за Сорокина. Но жанр антиутопии в принципе пугает меня и, наверное, я решила выбрать самый абсурдный вариант из возможных, чтобы нейтрализовать эффект. Это сработало. Эта книга настолько необычная и настолько старается сделать читателю больно, что в какой-то момент вырабатывается иммунитет к абсурду.
По сути это сборник из огромного количества рассказов. Объединяет их только общее место действия мир после большой войны, мир откатился в своём развитии, карта перекроилась, распалась на лоскутки. Времена словно спутались. Технологический прогресс оказывается рядом со средневековыми замками, автомобили с боярами и так далее. Плюс фантастические «маленькие» и «большие» люди, люди с головами животных и прочее, прочее. Но прелесть в том, что на самом деле это всё не нужно прямо запоминать и выписывать. Это лишь новые витки общего безумия, которое старательно создаёт автор.
В пятидесяти рассказах герои почти не повторяются, каждый персонаж уникален и каждый обладает особым своим языком. И это оказалась для меня самой интересной частью книги. То, как филигранно Сорокин играет с языком. Он с лёгкостью вписывает его в новую реальность, создавая новые слова и конструкции, меняет грамматику в угоду герою. Тут есть интеллектуалы, цитирующие классиков. Есть безграмотные крестьяне, истовые партийцы, бояре, играющие в Русь… И они не путаются в голове читателя благодаря своему уникальному языку. Ради каждого персонажа Сорокин, кажется, перепридумывает язык заново. Я не видела подобного раньше. Особенно интересно выглядят одни и те же места и события, рассказанные настолько по-разному, что почти не узнаются.
Но, да, это злая книга. Сорокин смеётся над всеми и специально стремится сделать больно. Но в этом есть исцеляющая сила. Я читала книгу в нелучший эмоциональный момент и эта злость и жестокость вымышленного мира, который, как кривое зеркало, отражает наш, в какой-то мере примирила меня с миром внешним.
#жанромания (март - утопии и антиутопии)