Рецензия на книгу Колыбельная от alyonaivanishko
В году так 2010-м, учась в университете, мне и моему окружению очень нравился Чак Паланик. Он тогда казался, по меньшей мере, современным классиком, но читая его сейчас [эту книгу я раньше не читала], роман расползается по швам и отчётливо видно, какими инструментами он состряпан, а вот за ними ничего – это пальто без подкладки.
Начинается всё с того, что выбирается щекотливая тема, здесь это синдром внезапной детской смерти, или СДВС, который с лёгкой руки переводчика стал синдромом внезапной смерти младенца (он же СВСМ). Ладно, человек может и не знал, что такой синдром реально существует, а может и намеренно изменил название, это меньшее из зол.
Так вот, СДВС – действительно очень страшная штука, о которой знает любой родитель. Это явление до конца не изучено, и неизвестно, почему система жизнедеятельности ребёнка ни с того ни с сего перестаёт функционировать. Максимум, к чему на сегодняшний день пришли исследования, это выявили несколько факторов риска, таких как совместный сон с курящим родителем.
И Паланик, как по мне, очень умело воспользовался простором для манёвра, который даёт эта тема. По его версии, и с этого начинается книга, существует некая колыбельная [возможно даже не одна], услышав которую человек тихо спокойно умирает с безмятежным выражением лица.
А объяснение то какое органичное – во времена, когда люди были гораздо ближе к природе, иногда возникала потребность милосердного убиения – неурожайный год, или племя слишком разрасталось и не могло себя прокормить, или что-то вроде эвтаназии: избавить раненых воинов или немощных стариков от страданий.
Ну а в наши дни это заклинание случайно попало в небольшую малотиражную книжечку детских стишков народов мира, и родители, сами убивали своих детей и супругов.
В общем, заход на десяточку.
А потом.. А потом Паланик, видимо, поверил в свой талант рассказчика или в лояльность читателя, тут уж ему виднее, и стал нагибать свою же идею в самые непотребные позы. Такого вольного обращения с правилами, введёнными самим же автором, я раньше не встречала.
Сначала заклинание произносится вечером, а мёртвых обнаруживают по утру, вроде как, они умирают во сне. Но тут же нам показывают, как люди моментально падают замертво, услышав стишок. Ладно, просто раньше долго понимали, что колыбельная убила. Едем дальше.
Чуть погодя выясняется, что заклинание можно даже не произносить, проговариваешь про себя, и человек убит. Удобненько. Ну ладно, в Гарри Поттере тоже потом начали учить невербальным заклинаниям. Да, где-то здесь у героя окончательно слетает крыша и он просто начинает убивать всех подряд. А почему бы, собственно, и нет?
Но дальше круче. Даже не обязательно быть рядом с человеком, достаточно просто подумать о нём, и надоедливый голос, дозвонившийся на радио, вдруг умолкает. Спрашивается, зачем было придумывать правила!?
А потом оказывается, что всё-таки знать местоположение очень важно. На самом деле, пусть так, ведь в противном случае человеку, заказывающему убийство у знающих колыбельную, нужно быть готовым, что какие-нибудь Джоны Смиты внезапно скончаются все разом.
Ладно, хрен бы и с ним, но зачем делать из своих героев аутистов? Если человек убил стишком несколько десятков людей, неужели в дцатый раз он будет читать это заклинание по карточке? А ещё судмедэксперт.
Или главный герой, который за несколько случаев смерти младенца понял, в чём дело, а за предыдущие двадцать лет расследования нет.
Не знаю, дочитает ли кто до этого момента, но это был только первый пункт, дальше постараюсь полаконичнее.
В общем, дальше ещё круче. Паланику стало скучно с одним тупым заклинанием для убийства, и он решил, что существует ещё много других и разных, которые и приворожат, и обогатят, и личико подправят.. И всё бы ничего, но такой шикарный заход про милосердие и гармонию с природой превращается в тупое фэнтези, где герои летают и вселяются в других людей. Последнее, кстати, не красное словцо, это действительно в сюжете. Там ещё на эпичную баталию всё намекает в конце, где герои будут кастовать, завоёвывать мир и всё такое, но это секрет, написанный спермой.
Ладно. Про мистическую составляющую хватит, проедусь по героям и идеям.
Здесь никаких вам собирательных образов или героев, имена которых станут нарицательными. Нет. Здесь вас ждёт фрик шоу. Фанатичный борец за чистоту планеты, агент, который торгует исключительно домами «с привидениями», даже немного некрофилии отсыпали.
Ну а второй план – это отдельный вид искусства. Вот к примеру:
Как-то раз [а может и не раз] Чаку Паланику мешал шумный сосед, и он придумал колыбельную, которую в случае огласки будут до такой степени бояться, что перестанут смотреть телевизор, слушать радио, читать книги.. В общем, мир погрузится в тишину.
Как-то раз [а может и не раз] Чаку Паланику попалось на глаза объявление в газете, которое приглашало всех, кто отравился в крутом ресторане, принять участие в коллективном иске в суд, и он придумал этому диверсионную оболочку.
Как-то раз [а может и не раз] Чак Паланик поимел удовольствие общения с риелтором, которому лишь бы втюхать и самому обогатиться, такой особенно обрадуется дому с привидениями, ведь его можно втюхивать несколько раз в год и получать комиссию!
Как ни странно, в этом я его даже понимаю.
Технически, я, конечно, раскрыла много сюжетной составляющей, поэтому ставлю галочку «спойлер», хоть спойлерами я это и не считаю, ведь сам сюжет я не трогаю. По моему мнению, у того, кто присматривается к этой книге, должно быть понимание о том, что он берёт.
Для себя я это формулирую так – его книги отлично подойдут для подростков. И я здесь не столько возраст имею в виду, сколько бунтарство духа и борьбу [даже внутреннюю] с системой. Тогда отлично зайдут фриковатые герои, странные, похабные или противные ситуации и сюжет в стиле неплохого фильма на вечер.
Всегда Ваш,
Алён
#колледж_библиотекарь_1
#жанромания (Мистический октябрь)