Рецензия на книгу Два капитана от Reznor

С романом Вениамина Каверина «Два капитана» у меня связана одна постыдная история. Это любимая книга моей бабушки, и в годы моей беспечной юности, она мне её вручила с наставлением прочитать. Я тогда осилил половину и бросил. Прочитав сейчас книгу полностью, сложно понять, как можно было не дочитать такой шедевр. И стыдно здесь не потому, что бросил роман, а потому что на бабушкины вопросы «Прочитал? Ну как?», ответ был «Да. Понравилось». Ответ идиота, не иначе. Но сейчас юношеский гештальт честно закрыт, и я с уверенностью могу сказать бабушке: «Теперь прочитал! Превосходно!».
Сюжет «Капитанов» можно назвать цикличным. Персонажи встречаются, затем разбегаются на разные края Земли, застревая в водовороте истории и приключений, потом жизнь снова сводит их вместе, уже повзрослевших, изменившихся, сводит вместе, чтобы они потерялись и встретились вновь. Такие «пассажи в долгую» не могут в себя не влюблять. Отпускать персонажей на длинные главы, а потом доставать их словно джокеров из рукава – это очень крутой ход от Каверина. Подобные перипетии судьбы отлично ложатся на исторический контекст романа. Конец царской России, последовательные Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война и, наконец, война Отечественная. Как здесь не потеряться? Но вечная разлука главных и второстепенных героев – это ещё и отличное мерило настоящей дружбы и искренней любви, любви детства, а значит самой светлой, наивной и пылкой.
Ещё одна большая удача автора – умение гармонично выдерживать разные интервалы при повествовании. Иногда в «Капитанах» несколько глав – это одно событие, иногда несколько абзацев – это несколько лет жизни героев. Получилось всё плавно и уместно, без сюжетных излишков и дыр. Где надо Каверин масштабирует повествование, где надо нагоняет скорости. Так, например, взрослая жизнь героев бежит заметно быстрее, чем их детство и юность. Нужно ли говорить, что в реальной жизни, время движется точно так же?
Автором незримо подчёркивается как именно влияют исторические события на жизнь героев: чувствуется воодушевление после первых лет революции большевиков, лёгкость сброшенных оков по сюжету сочетается с беззаботным отрочеством, конец царской России, распутинская смута, напротив шли рука об руку с несправедливым, трагическим детством. Вениамин Каверин мастерски пишет и от лица ребёнка, и от лица взрослого, от лица парня, и от лица девушки. Вообще повествование от лица разных героев – это ещё один штрих мастерства от автора. Благодаря этому, читателю намного легче узнать характер и понять чувства героев.
Иные фрагменты книги написаны, на мой взгляд, с претензией на документальность, пусть и с художественной приставкой «псевдо».
Я безумно рад тому, что вернулся к этой книге спустя годы.
#жанромания (11. Приключенческий ноябрь)
Не текст о книге, а красота в чистом виде))
Как и сама книга, конечно...
@masyama, Спасибо большое)