Рецензия на книгу Творчество от natalya.s.alex
Неприглядная обложка, название слишком абстрактное и широкоформатное, и жанр -старая махровая классика - ничего захватывающего не обещали. Но будучи знакомой с 20-томным циклом Золя по его примерно половине романов, я всё же с любопытством взялась за это произведение, помня, что темы не повторяются и обозначенное явление (Творчество) будет тщательно изучено и показано на примере конкретного персонажа и окружающих его людей в тот исторический промежуток времени.
Мятущийся трагический персонаж Клод - непризнанный художник - сначала вполне традиционно начинает жизнь и творческий расцвет в кругу друзей и единомышленников, находит любовь, создает семью, терпит падения и ждет взлетов, творит и ... медленно, но верно сходит с ума. Хотя это обывателю кажется, что человек странен и не в себе. Творческий же гений в принципе не может быть нормальным, ибо гений - есть патология уже сам по себе.
Интересна подруга жизни у этого художника. Она любит его и сопровождает во всех надеждах и бедах. Она несчастна по жизни, но иначе себя не представляет. Она верит в своего Художника, но одновременно ненавидит его творчество, отнимающее у неё реального мужчину.
Группа друзей - писатель, архитектор, художники - вместе начинают свой путь с ученических времен, с бедности и безвестности. И как в любой жизни и любой профессии - плавно расходятся. Хотя "плавно" это кажется со стороны. Им расставания мучительны и болезненны. Кто-то смог приспособить свой талант к реальности, кто-то свернул не туда, кто-то сторговался с совестью, заключая выгодные на первый взгляд сделки, а кто-то и вовсе не выдержал такой жизни.
Мысли в романе актуальные. И если стряхнуть мишуру времени и парижский фон происходящего, то ровно то же самое можно приложить трафаретом к другим людям и другим эпохам.
Глубоко, неспешно, умно и жизненно трагично.