Рецензия на книгу Портрет Дориана Грея от plyusha

Портрет Дориана Грея — роман, который и спустя два столетия остается важным и актуальным. Моральная притча, сборник афоризмов, скандальное произведение, публикация которого повлекла огромный резонанс в обществе Викторианской Англии. Критики готовы были растерзать автора, обычные читатели рукоплескали. Конечно, в 21 веке роман не кажется чем-то пошлым и аморальным, но здесь сделаем скидку на нравы, царившие в 19 веке.
Главный герой, юный и наивный юноша, только начавший постигать высший свет Лондона, встречает на своем пути змея-искусителя, аристократа лорда Генри Уоттона, который читает ему оду о юности, красоте и жизни без ограничений, и молодой человек поддается его влиянию.
Лорд Генри презирает традиционные викторианские ценности и является носителем идеи гедонизма. Здесь автор ставит перед читателем вопрос: что же важнее, этика или эстетика? И может ли одно существовать без другого? Достоевский писал, что в каждом человеке борются Бог и Дьявол, а поле битвы — это душа. Проникнувшись речами Генри Уоттона, Дориан страстно возжелал, чтобы вместо него старел портрет и заключил тем самым сделку с Дьяволом. Все жуткие метаморфозы, происходившие с портретом, были выбором главного героя. Ведь он мог оставаться человечным и чистым, но предпочел упасть в пропасть.
Что интересно, Оскар Уайльд четко не описывал все грехопадения Дориана, кроме убийства Бэзила Холлуорда, художника, написавшего портрет и увлечения опиумом. "Каждый видит в Дориане собственные грехи", писал автор. Может, именно из-за этого литературная элита и осудила роман, слишком явно увидели они своё отражение?
Лорд Генри так же очень интересная фигура в данном произведении. С одной стороны, он безжалостный циник, боготворящий жизнь ради наслаждения, лишенный моральных и нравственных устоев. А с другой, он сам не живет так, как проповедует. "Нравственных вещей от тебя не услышишь, при этом безнравственных поступков от тебя тоже не дождёшься. Твой цинизм — всего лишь поза!", так отзывался о Генри художник.
Таким образом, можно увидеть, что в романе всё построено на противоречиях. Вседозволенность и невоздержанность, но за всё придется платить. Человеческие пороки и уродливую душу не спрятать за красивой внешностью.