Рецензия на книгу Тридцатилетняя женщина от lesia_iskra
Долго собиралась с мыслями, чтобы понять с чего же начать свой отзыв о книге, потому что вышла удивительная смесь ощущений: мне одновременно и понравилось, и нет.
Пожалуй, начну с того, что первую треть романа я наслаждалась слогом писателя, даже несмотря на то, что эффекта присутствия не было. Наоборот, ощущала себя в качестве стороннего наблюдателя, и первая часть книги довольно плавно протекала перед глазами. Дальше же роман становится просто разношерстным, единое произведение, которое было в начале, превращается в грубо сшитое белыми нитками полотно из разных жанров. Так психологический роман сменяется драмой, а потом и вовсе приключенческим романом, отдающим бульварностью, и заканчивается все реалистичностью, при том драматичной. При прочтении я не понимала почему же это так, зато выяснила после. Оказывается, ранее это были разрозненные рассказы, которые Бальзак объединил в полноценный роман, но вышло это неудачно.
Что же касается названия, то мне оно не понятно, потому что сюжет повествует нам о Жюли д’Эглемон, начиная с ее юности и заканчивая пятидесятилетним возрастом. Скорее здесь больше подошло бы название, которое писатель просил дать последнему тому сборника рассказов «Очерк жизни женщины». Будучи неопытной и самоуверенной, Жюли не прислушивается к совету своего отца и выходит замуж за своего кузена Виктора. А дальше, по сути, мы наблюдаем за последствиями этого выбора. Как впечатлительная девушка, она купилась на яркий образ, что, собственно, свойственно молодости, ожидая, что муж будет преклоняться и восхищаться ею, а оказалось, что в жизни есть и другая сторона. Первая брачная ночь не заладилась, да и последующая интимная жизнь тоже, что, допускаю, привело к тому, что Виктор стал отталкивать Жюли и как человек. Ее несчастье, невозможность обсудить с мужем существующую проблему, потому что в то время это было неприлично, привело ее к тому, что она начала искать удовлетворение потребности в ласке, обожании и восхищении извне. А став более опытной, уже могла подходить к этому, как игрок. В целом Жюли показалось мне немного инфантильной, довольно-таки эгоистичной, думающей только о себе, ей и дети не очень-то были нужны.
Не совсем поняла, чем же был так плох Виктор д’Эглемон, не считая того, что не устроил жену в интимном плане, ведь в остальном он был обходителен. Во всяком случае из повествования у меня сложилось такое впечатление. Да, в дальнейшем он завел себе любовницу, но ведь жена его четко дала понять, что близости между ними больше не будет. Но это не единственная логическая дыра. Мне непонятна мирная картина в дальнейшем, когда супруги играли с детьми: неужели Виктор был счастлив воспитывать детей любовника жены? Как она ему объясняла, что беременна, если не допускала его до себя?
Непонятна и история Елены, которая вроде бы любила отца, но увидев в доме убийцу, замечу, что в течении нескольких минут, решает уйти с ним. Не только же из-за сложных взаимоотношений с матерью она это сделала… А история ее пиратской жизни – то ли пример того, что будет, если следовать за своим счастьем, то ли история о том, что жизнь вопреки устоям общества все равно приведет к печальному концу. В добавок ко всему этот эпизод вообще смотрится неуместно в романе.
Что же касается младшей дочери Жюли Моины, то здесь все закономерно. Мать вылепила ее по своему подобию, что вылилось ей в дальнейшем в причину печального существования. Мать стала практически приживалкой в собственном доме, с которой не особо считались и пренебрегали.
В общем, роман позволяет задуматься над тем, стоит ли прислушиваться к старшим, когда они дают право выбора, над возможностью учиться на ошибках других, а не на своих, необходимостью разговаривать, чтобы решать проблемы, над выбором, который нужно сделать, испытав сильное разочарование. Он обладает привлекательным слогом, но отталкивает грубым отсутствием целостности.