Рецензия на книгу Вверх по лестнице, ведущей вниз от patootie
Роман о школьной рутине педагога, о бюрократии и трудностях, с которыми сталкиваются учителя в своей работе. Если говорить о сюжете, он незамысловат и не отличается обилием событий. Задачей писателя, насколько я понимаю, было как раз показать обычные будни.
Итак, молодая учительница Сильвия Баррет выходит на работу в первый день учебного года. Она полна энтузиазма и рисует в голове картины, как будет вдохновлять своих учеников на изучение литературных шедевров. Но все ее наивные представления разбиваются в пух и прах на первом же классном часе в безуспешных попытках хотя бы отметить всех присутствующих и отсутствующих наряду с десятком других заданий, которые всенепременно необходимо выполнить во время классного часа. Шум, гам, опоздавшие ученики, вызовы к директору, пропуска в уборную, бесконечные циркуляры и рапортички – это только немногое из того, с чем Сильвии нужно успеть разобраться за утекающее сквозь пальцы время урока. А самое главное – полное отсутствие у учащихся интереса к предмету. Да уж, к такому их в университете точно не готовили.
Почти все повествование ведется в форме выдержек из документов, переписок, писем, циркуляров и бланков. И если поначалу это выглядит малопонятно и ужасно хаотично, то уже к середине книги воспринимается как само собой разумеющееся. Именно такая форма как нельзя лучше передает ощущение, когда ты попадаешь в новое место, где есть свои уже отлаженные (или не очень) непрерывные процессы, и тебе нужно влиться в этот поток максимально быстро, потому что ждать тебя никто не собирается. Кроме того, позволяет хоть немного прочувствовать, с каким огромным количеством бумажной волокиты, нужной и ненужной, приходится возиться педагогам. А если прибавить к этому еще и состояние кабинетов и их оснащения, оставляющее желать лучшего или хотя бы приемлемого, остается задаваться вопросом, а когда же детей-то учить.
Так вот и Сильвия Баррет пытается среди этого бумажного хаоса выкроить хоть немного времени, которое могла бы посвятить своему предмету и попыткам заинтересовать в нем учеников. Только вот, чтобы найти к детям подход, мало просто преподавать, необходимо еще узнавать своих подопечных, интересоваться их проблемами, подкидывать им для размышлений темы, которые являются для них насущными, проявлять к ним уважение, давать шанс выразить свое мнение и слышать их. Через ящик для писем, которое Сил придумала повесить в своем кабинете и который так не понравился начальнику администрации и по совместительству завхозу школы Адмиралу Ослу, мы вместе с молодой учительницей потихоньку начинаем узнавать учеников, беспокоящие их темы и вопросы, пожелания и причины некоторых поступков. Показательным так же можно считать день открытых дверей, куда были приглашены родители всех учеников – открывает глаза на многие проблемы детей.
Разумеется, все это может привести к выгоранию, к потере интереса к своей работе и даже нежеланию дальше ею заниматься. Ну, а куда это привело Сильвию Баррет, и нашла ли она силы и способы найти подход к своим ученикам, можно узнать, прочитав книгу до конца. Роман остается актуальным даже несмотря на прошедшие с его написания полвека и разницу в системах образования. В целом, не могу сказать, что роман мне не понравился, но пронять до глубины души все же не смог – как будто не хватило мне личных переживаний героев.