Рецензия на книгу Хоббит, или Туда и обратно от Reznor

После великой кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец» и менее великой – «Хоббит», как-то даже странно браться за первоисточник. Картинка (а тем более такая качественная как у Джексона) всегда будет стоять выше текста. Но всё-таки прочитал. И ни разу не пожалел.
Первое, и самое важное, отличие от фильмов – книга достаточно детская, даже несмотря на обилие батальных сцен, особенно в финальной части. Очень заметно, что книга писалась отцом для своих детей. При чтении у меня внутри растекалось тепло – с такой любовью написана эта история. В тексте часто проскальзывают прямые обращения писателя к читателю, и понятно, что обращается Толкин скорее к увлечённому сюжетом ребенку. При этом, абсолютно не значит, что «Хоббит» не заинтересует взрослого. Это очень состоятельное боевое фэнтези, полное захватывающих авантюрных приключений и отменного юмора.
У всех детских произведений ожидаемо общий подход. Вспомнить хотя бы Корнея Чуковского – маленький комарик, сделав ставку на храбрость, самоотверженность и смекалку, вышел победителем из неприятностей и всех спас от злодея-паука. Фабула «Хоббита» не уходит далеко в сторону: алчность и жадность – всегда вставляют палки в колёса дружбы; данное другу честное слово, надо бы непременно сдержать, чего бы это не стоило; а большое и сложное дело всегда лучше делать вместе, дружно. Классическое добро и зло. Но любят Толкина конечно не за прописные истины, а за оригинальный, детально выстроенный мир Средиземья. И я настолько погрузился в этот мир, что захотелось не просто пересмотреть экранизации, но и продолжить текстовое знакомство – прочитать «Властелин Колец».
P.S. Обычно я читаю с разных устройств, с чего придётся: бумага, телефон, или монитор рабочего компьютера – главное, чтобы перевод был одинаковый. Забавно как в разных изданиях по-разному изображают выдуманных Толкиным существ: хоббитов, гоблинов, троллей и т.д. Особенно в советских изданиях. Например, в сцене, где Бильбо пытается обокрасть троллей и уйти незамеченным, один художник изображает хоббита размером с ноготь на ноге у тролля, а другой – примерно в 2/3 полноразмерного тролля. Сами персонажи у разных художников выглядят тоже достаточно контрастно, в зависимости от издания. Таким иллюстрациям конечно далеко до эталона, который подарили нам, сначала Warcraft, а потом и экранизации Питера Джексона, но с главной своей ролью – создать правильное настроение, – они справляются на ура.
#БК_2024 (7. Книга, в которой есть дракон)