Рецензия на книгу Синяя Борода от alyonaivanishko

Этот роман Воннегута первым попал в мои хотелки, но прочитан был седьмым. Вообще, мало у какого автора я прочитала столько произведений, и это само по себе говорит о многом. И хотя ниже 8/10 я его книги не оценивала, браться за роман опасалась.
Сейчас я уже понимаю, что это был тот самый страх неизведанного, об который я переломала много колёс. Но, как видите, я с ним потихоньку работаю. Во-первых, в 2015 я ещё не знала, как люблю небанальное построение сюжета и нелинейное повествование, в которое без подключения эмоций невозможно погрузиться. А рецензии говорили однозначно – даже для стиля автора это не самая типичная книга. Как по мне, пока в этом рейтинге лидирует Балаган, или Конец одиночеству.
А во-вторых, до прошлой зимы я не была лично знакома со сказкой Синяя борода, аллюзия на которую есть уже в названии романа. К слову, это было вовсе необязательно, хотя взглянуть на неё собственными глазами и убедиться, что она не так однозначна, как о ней толкуют, стоило.
Так вот, наш Синяя Борода, американский художник армянского происхождения Рабо Карабекян, изуродованный во время Второй мировой войны физически и снесший много ран, подрывающих здоровье психологическое, пишет эту автобиографию. И я согласна с тем, что книга в большей степени о потерянном поколении Великой Депрессии и Второй мировой, но вот если так подумать, а какое поколение тогда не потерянное? Даже инфантильные миллениалы, выросшие в 90-е, коим я являюсь, подходят по всем признакам.
Но я опять ушла в сторону. А всё моя нелюбовь говорить о сюжете в рецензиях. Мне как-то всегда было важнее передать настроение, стиль, поднятые вопросы, но тут я рискую просто повторить шесть предыдущих рецензий.
Тема, с одной стороны, поднята не самая душещипательная – нереализовавшийся художник вспоминает и рассуждает об искусстве, войне, геноциде, семье.. а ещё воле случая. Но всё это уже было, здесь фокус в большей степени направлен на искусство, но без повторений не обходится. Воннегут пишет о том, что знает, и это произведение объединяет всё, что я уже успела у него прочитать. Но думаю, в данном случае это в большей степени зависит от последовательности чтения, чем написания.
И это было хорошо. Я вернулась к родному – мало кто может без надрыва, жести и истерики рассказать о том же геноциде армян 1915–1916 годов (хотя само слово «геноцид» вошло в употребление много позже). И в этом весь он – ты чувствуешь печаль, неизбежность и видишь отношение к жизни тех, кто старается выжить и жить дальше – немного юмора, немного смекалки, некие принципы, несколько знакомств, пара возможностей – и вот оно, биография, которая может раскрыть всю боль нескольких поколений людей, о которых даже не пишет.
Я влюблена, как и прежде.
Ваш Алён
#вордл_эллины