Рецензия на книгу Монт-Ориоль от Tatihimikosan

#БК_2024 (12. Книга, написанная в 19 веке.)
«Она поняла, что люди идут в жизни рядом, бок о бок, но ничто не связывает истинной близостью два человеческих существа. Измена того, кому она так верила, открыла ей, что другие люди – все люди, будут для нее лишь равнодушными спутниками на переходах жизненного пути, коротких или долгих, печальных или радостных, в зависимости от грядущих дней, которые предугадать нельзя.»
Мой любимый тип классического романа – женский персонаж, проходящий свое становление, «благородные» господа, показывающие свое истинное нутро, социальные зарисовки и «типичные представители» своего времени, немного юмора, немного трагедии, а, главное, история, не утратившая своей актуальности, потому что люди и ситуации очень жизненные. Не смотря на другое время, социальный слой и прочие отличия, практически любая женщина сможет посочувствовать Христиане. Практически каждая в свое время встречала своего Поля, который мастерски ездит по ушам и вообще:
«Это норовистый конь, который мчит на своем хребте любовь; лишь только сбросит одну, на него вскочит другая»
Сначала он вызывал у меня улыбку и ностальгию, потому что такие мужчины дарят нам незабываемые воспоминания, но ближе к концу книги, когда начались рассуждения о том, что родившая женщина недостойна любви, а беременная вызывает у него лишь брезгливость, он стал мне омерзителен. Вот тебе и благородный романтик во всей красе! Все же одно дело куртуазные романы, где каждый участник знает правила игры и то, что она рано или поздно заканчивается, и совсем другое дело мутить такую неискушенную душу, какой была Христиана в начале книги. Сколько в этом тупого эгоизма и душевной черствости, даже если отбросить постулаты общепринятой морали. Но мужчины в романе все такие, все живут своими интересами и прихотями, и никто никого не любит. Отец и брат не раздумывая продают сестру ради сохранения привычного образа жизни, Гонтран, опять же ради денег, готов жениться на одной женщине вместо другой, которая ему больше по сердцу, и уже заранее думает, как будет ее изводить и мстить ей за то, что она не другая. Доктора, которые вместо лечения придумывают разные способы проникнуть в душу и кошелек своих больных. Не идеализирует автор и «простых» людей – там все тот же расчет и отсутствие сочувствия к ближнему. От этого остается от романа грустное послевкусие. Как ни странно, но самый расчетливый предприниматель еврей вызывает наибольшую симпатию цельностью своей натуры. Он любит деньги, делает деньги, знает цену вещам, но нет у него никакого второго дна, он не совершит настоящей подлости, и уж точно не будет намеренно вредить своим близким, на него можно положиться в этом мире людей с эластичной совестью, живущих в погоне за сиюминутными удовольствиями.
Роман, несомненно, заслуживает прочтения, и это один из тех романов, по которым хотелось бы увидеть современную экранизацию (только без чернокожей Христианы – оставьте ее голубоглазой блондинкой, пожалуйста :)