Рецензия на книгу De profundis. Тюремная исповедь от beshenaia

#библиополия (Классика Европа > 100 страниц)
Мне всегда нравились произведения, написанные, так сказать, на грани фола. То есть такие книги, в которых автор затрагивает какие-то скандальные или же очень личные темы. Но при этом пишет обо всём так, что если читать такое произведение, не будучи близко знакомым с определёнными обстоятельствами или проигнорировав какой-то тонкий намёк, можно и вовсе не заметить её скандальности.
Лично для меня именно такой стала горячо любимая мной книга «Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок"» Фэнни Флэгг, после прочтения которой я сильно удивилась, обнаружив её в подборке о нетрадиционной любви. Подумаешь, две женщины жили вместе… Это же ничего не говорит об их ориентации, не так ли? А ещё была «Тайнопись плоти» Джанет Уинтерсон. Но это уже немного из другого разряда. Автор постоянно на что-то намекает, но делает это так тонко и изящно, что толковать написанное в определённом ключе можно только при желании. Если же подобного желания нет, то и все намёки, а, следовательно, и скандальность, пройдут мимо читателя.
То же касается и непосредственно этой книги, написанной Оскаром Уайльдом. Не знаю, чтобы такое подумала я во время чтения, если бы не была знакома с некоторыми особенностями в сексуальных предпочтениях автора. Предпосылки всего этого, кстати, можно с лёгкостью обнаружить в знаменитом «Портрете Дориана Грея»: искушённый и пресыщенный сэр Генри оказывает тлетворное влияние на юного и привлекательного Дориана…
Вполне вероятно, мне бы показалось, что в произведении речь идёт чисто о мужской дружбе, возникшей между признанным творцом и юным поэтом, только начинающим свой творческий путь, приведшей к печальным последствиям для первого, то есть для самого Оскара Уайльда. Он был признан банкротом, попал в тюрьму, стал объектом презрения, насмешек и гонений. А юноша, столь любимый и окружаемый заботой и лаской, даже не поддержал своего некогда могучего покровителя. И вот теперь Уайльд с пронзительной искренностью изливает свою душу.
Оправдывается ли он или просто изобличает объект своего былого обожания, пытаясь защитить самого себя и свои намерения? Что же, факты, приводимые автором, говорят в его пользу. Ведь молодой человек, виноватый в печальной участи Оскара Уайльда, не отличается особым умом и благородством. Он вспыльчив, самолюбив, привык только тратить (причём исключительно чужие деньги). Словом, он только берёт, ничего не давая взамен. Но.
Но так бы я могла сказать, если бы речь шла именно о мужской дружбе. А со страниц этой «Исповеди» сквозит нечто иное. Здесь Уайльд явно пишет тому, кто был больше, чем просто другом. В нём говорят страсть и обида на то, что объект воздыхания явно не стоил тех чувств, что питал к нему несчастный писатель. Я не вправе осуждать Уайльда за его вкусы. Но если ты выбрал того, чьими достоинствами являются только молодость и красота, не глупо ли каждый раз искать в нём нечто большее? Ведь писатель постоянно сам утверждает это, раз за разом приводя весомые доводы. А если он «сам обманываться рад», какие претензии к молодому человеку, который продаёт своё тело и требует за него справедливую (на его взгляд) плату?
Словом, печально всё это, да и Оскара Уайльда искренне жалко. Он совершил ошибку и был наказан. Как по мне – слишком жестоко. Но от этого он не стал менее гениальным. Ведь его слог столь же лёгок и прекрасен. Читаешь и не хочешь отрываться от текста, даже прекрасно осознавая, что написаны здесь не самые приятные вещи. С таким собеседником приятно говорить в не зависимости от того, что является темой беседы.