Рецензия на книгу Машенька от beshenaia

#ярило (6. В сюжете весна, много весны)
Но сегодня весна и сегодня мимозы
Предлагают на каждом шагу.
Я несу тебе их, они хрупки, как грёзы…
Если честно, то я совершенно не ожидала, что у Владимира Набокова отыщется книга, в которой не только очень много весны, но сама она будто пропитана её духом: духом вновь зарождающейся жизни, будущего цветения и чего-то нового, что затаилось и ждёт за поворотом. И, пожалуй, именно это делает книгу какой-то лёгкой и воздушной, даже несмотря на то, что на страницах перед читателем разворачивается жизненная драма сразу нескольких персонажей.
Впрочем, время и место действия обязывает. Ведь перед читателем предстаёт самый обычный небольшой пансион, заселённый русскими эмигрантами. Каждый из них интересен по-своему: и пара балетных танцовщиков, и молодая девушка, трудящаяся машинисткой, и старый поэт, мечтающий уехать в Париж, и даже хозяйка этого пансиона. Но среди этой яркой и разношёрстной толпы на передний план выходит Лев Ганин, человек очень непростой судьбы. Именно в его жизни была та самая Машенька, имя которой и выведено в заглавии романа.
Когда-то давно, ещё в невинной юности, ей суждено было стать первой любовью Ганина. Его отрывочные воспоминания много открывают читателю. Но, как показалось лично мне, гораздо больше утаивают. Они словно обрывки или отдельные страницы писем: можно понять и уловить содержимое, но вот открыть его до конца… И, как оказалось, милостивая судьба уготовила для Машеньки и Ганина новую встречу. Ведь Машенька вот-вот должна приехать к мужу, который по какой-то случайности тоже оказался постояльцем пансиона.
А дальше роман насквозь пропитан духом этого самого ожидания. Ведь Ганин хранит в своей душе сокровище, ключ к которому доступен только ему. Это реально было совсем как у Блока. И Машенька становится той самой незнакомкой, чей стан вот-вот должен промелькнуть в туманном окне. И казалось бы вот-вот свершиться что-то по-настоящему возвышенное и прекрасное, если бы не одно но.
Это самое «но» заключается в антураже романа. И пансион, и эмигрантская среда словно нашёптывают в лучших традициях Ремарка и его «Триумфальной арки», что чуда ждать слишком наивно и глупо… Но вопреки всем предчувствиям продолжаешь искренне верить в счастливый исход. Ведь сегодня всё же весна…