Рецензия на книгу Станция на горизонте от Arman.de.Marten
На мой взгляд, любого значимого писателя нужно читать, начиная с его первого романа, в хронологическом порядке. По крайней мере, я стараюсь придерживаться этого нехитрого правила. Такой подход позволяет лучше понять и оценить эволюцию взглядов автора, проследить развитие или изменение его воззрений и принципов.
С Ремарком у меня так сделать не получилось. Лет десять тому назад мне настойчиво рекомендовали познакомиться с книгой «Жизнь взаймы» (1959) – поздним романом уже маститого и состоявшегося писателя. Тогда это произведение меня не впечатлило. Наверное, дело было в том, что я не очень интересовался гонками, а тема драматичной любви, где один из партнеров болен тяжелой формой туберкулеза, почему-то не зацепила.
И вот по прошествии многих лет эти уже вполне забытые эмоции всколыхнулись вновь, когда я прочитал третий роман Ремарка (первые два – «Приют грез» и «Гэм» настолько слабы, что о них не стоит и говорить) под названием «Станция на горизонте» (1927).
Сюжет вращается вокруг автогонок, перемежающихся постоянным флиртом главного героя с тремя разными женщинами и его однообразными переживаниями на любовные темы. Полагаю, что, по задумке автора, каждая из мимолетных спутниц олицетворяла различные жизненные сценарии, из которых герою со сказочным именем Кай предстояло выбрать собственный путь.
Писатель откровенно намекает, что герой – представитель «потерянного» поколения, вернувшийся с войны и пытающийся вновь обрести себя. Однако вместо того чтобы раскрыть внутренний мир персонажа или показать его эволюцию, Ремарк увязает в хоть и динамичных, но довольно однообразных описаниях гонок, утомляет читателя скучными и преувеличенно возвышенными (а потому неестественными) диалогами, рассказывает о поверхностных и банальных переживаниях своего героя. Тема «потерянного поколения», которая ярче звучит в других произведениях Ремарка, здесь теряется за чередой малозначимых событий и пустой болтовни.
Главный герой, как и остальные персонажи, оставляет ощущение недоработанности. Его мотивации непонятны, поступки часто кажутся нелогичными, а внутренний мир остаётся закрытым для читателя. Вместо того чтобы сопереживать ему, я ловил себя на мысли, что мне просто неинтересно, что с ним происходит. Второстепенные персонажи и вовсе выглядят как картонные декорации. Их образы и реплики лишены глубины и убедительности.
Гонки, которые, вероятно, должны были стать метафорой жизни, борьбы и поиска смысла, превращаются в самоцель. Описания соревнований не несут в себе эмоциональной нагрузки и не помогают раскрыть характеры героев. Любовные линии берут количеством (повторюсь, их у главного героя целых три), но точно не качеством. В итоге сюжет, да и сам роман, выглядит надуманным и лишённым всякого намека на искренность.
Но вернемся к моим воспоминаниям о гораздо более поздней книге Ремарка - «Жизнь взаймы» (кстати, женских героинь в обоих романах зовут одинаково – Лилиан Дюнкерк, так почему бы и нам не сравнить эти книги, если сам автор явно проводил между ними параллели).
Действительно, «Жизнь взаймы» намного сильнее его ранних опытов (все-таки «Станция на горизонте» написана 29-летним человеком). Однако мои основные претензии и вопросы, а главное - общее впечатление и эмоции после прочтения - остались примерно теми же самыми. Из этого, мне кажется, следует единственный вывод: Ремарк – прекрасный ремесленник, который с годами стал гораздо опытнее, а его работы – изящнее и прочнее.
Стал ли Ремарк великим писателем?