Рецензия на книгу Имя розы от ninashashkova

«Что остаётся от имени розы, после того как исчезнет роза?»
"Имя розы", пожалуй, наиболее самобытный роман, прочитанный мною за последнее время. Умберто Эко часто сравнивают с Дэном Брауном (или, скорее, Дэна Брауна с Умберто Эко), но о Брауне не могу судить - я его не читала. А вот Умберто Эко меня впечатлил и в первую очередь не замысловатостью сюжета - он как раз хоть и интригующий, но местами предсказуем, - а фундаментальностью смыслов. По тексту романа ощущалось, что автор - большой знаток средневековья и средневековой философии. В романе много исторических справок на тему церкви и религии тринадцатого-четырнадцатого веков, описаний отношений между разными христианскими течениями и религиозными орденами. О многих орденах я даже не слышала и немного путалась во всех этих названиях.
Основной сюжет протекает в стенах аббатства в четрырнадцатом веке где-то в Италии. Быт аббатсва описан очень подробно с чрезвычайной скрупулезностью. Картины аббатсва с его необычными постройками, барельефами, церковью, кельями и другими строениями стояли у меня перед глазами благодаря ярким описаниям. Кроме того, тщательно передан и распорядок дня монахов, а в заголовке каждой части указано время, в которое происходит действие. Использовались тогда не часы в нашем понимании, а названия для каждого времени суток с привязкой к службе в церкви и молитвам. Например, полунощница (около 2:30 - 3 часов ночи) или хвалитны (от 5 до 6 утра). Роман детективный: в стенах аббатсва происходят загадочные убийства. Рассказчик (юный послушник Адсон) и его пожилой учитель Вильгельм расследуют эти убийства. Вернее, Вильгельм расследует, а Адсон пытается успевать за скоростью мысли своего учителя. Конечно, это прямая отсылка к Шерлоку Холмсу: по тексту романа даже есть фраза "Элементарно, милый Адсон". Скажу честно: я догадалась о способе убийства (но это было не очевидно; мой муж, например, не догадался) и подозревала убийцу. Но, кроме убийцы, у меня было еще несколько подозреваемых, поэтому говорить, что убийцу на поверхности, не могу.
Но самое большое достоинство романа в том, что он не просто развлекательный. Детективный сюжет проходит на фоне реальных истрических событий, как я уже писала выше. В романе есть вторая сюжетная линия - дебаты между разными орденами христианской церкви на тему бедности Христа. И насколько бы мне ни казался странным вопрос бедности Христа и его права собственности на вещи, которыми он пользовался, эта тема является камнем преткновения нескольких политических сил того времени. И за, на первый взгляд, чисто философской проблематикой стоят механизмы влияния на толпу через идеалогию, а как следствия - удержания власти. Поэтому я даже не знаю, какая из сюжетных линий главная: детективная или историческая. Политики в романе очень много, потому что история от политики не отделима. Это сложные взаимоотношения папы Иоанна XXII и императора Священной Римской империи Людовика Баварского, а также множества людей, вовлеченных в их борьбу. Кто-то из этих людей, реальных исторических личностей, появляется на страницах романа, а кто-то только упоминается, оставаясь за кадром. И интересно то, что эти глобальные события влияют и на локальный детективный сюжет, поэтому все линии романа тесно переплетены.
А еще глубже в романе заложены смыслы добра и зла. "Имя розы" также и о том, что вера без сердца превращается в фанатизм, а фанатизм без любви - в деспотизм, своевластие и самоуправство. Роман довольно длинный, но все отступления и размышления, которыми он наполнен, нужны для понимания сюжета, идеи и авторского замысла. В нем, на мой взгляд, нет ничего лишнего. Концовка мне показалась ужасающей и жестокой, но и она была необходима и справедлива. То что порождено злом, этим же злом и будет уничтожено. А человеческий горделивый ум никогда не сможет до конца понять замысел Творца.
Умберто Эко считал, что художественное произведение должно в себе содержать как глубокие смыслы и идеи, так и интересный сюжет. И с этой точки зрения "Имя розы" прекрасно сбалансирован. В нем есть все: страсти и философия, неожиданные повороты сюжета и размеренность, история прошлого и размышления о будущем.
#БК_2025 Книга от автора, который известен своей профессией вне литературы. (Ученый, специалист по философии средних веков и в области семиотики)
Обожаю Эко. Вы читали другие его романы? Если нет, то однозначно к чтению Маятник Фуко, Пражское кладбище и Баудолино.
@bedda, пока не читала) но планирую еще почитать)