Рецензия на книгу Анна Каренина от kca999

Как не стыдно признаться, но я, дожив уже почти до 24 лет, не была знакома с великолепным романом Льва Толстого «Анна Каренина». Хотя сейчас я понимаю, что это вовсе не упущение, а счастливейшее в моей литературной жизни совпадение (или судьба). Как-то так вышло, что в школе мы прошли мимо «Анны Карениной» и, ввиду загруженности, я не почитала этот роман в юности. И правильно сделала! Я, конечно, очень любила литературу, но все же в 16 лет сложно понять всю гамму чувств Вронского, трагичность страсти Анны, проникнуться всей глубиной рассуждений Левина. Толстого, конечно, нужно читать (или перечитывать) в более взрослом возрасте, осознано, готовясь воспринимать и анализировать поток его рассуждений, чтобы согласиться с ним или сердечно поспорить.
Честно говоря, я не собиралась писать рецензию на этот роман, слишком много чувств, мыслей и переживаний он вызвал во мне, что я даже не хотела пытаться уместить их в более менее сжатую и осмысленную форму. И все же мне хочется поделиться своим настроением.
Итак, думаю сюжет романа ни для кого не секрет, Анна Каренина, уважаемая, благополучная, замужняя женщина встречает и влюбляется в молодого офицера Алексея Вронского, думаю, все знают в чему приведет в итоге их отчаянная страсть. Любовь Анны и Вронского искренняя, страстная, трагичная. Любовь настоящая, не позволившая главной героини жить во лжи внешнего приличия, любовь, сводящая с ума от ревности, любовь заставившая женщину опозорить себя, бросить самое дорогое, любовь доводящая мужчину до отчаянья. Такая любовь не может длиться вечно, она разгорается как пламя, горит ярко, но этот пожар уничтожает, а не очищает. Толстой тонкий психолог (даст фору Фрейду), он точно описывает переживания влюбленного мужчины, жаждущего получить недоступную ему женщину, и позже переживания мужчины любящего, но свободолюбивого. Даже влюбленный мужчина не может прожить жизнь, концентрируясь только лишь на объекте своей страсти, что мы видим не только в рассуждениях Вронского.
Но более всего меня поразило то, как точно Толстой описывает чувства женщины (не только Анны), тайные, сокровенные рассуждения, в которых женщина (даже современная эмансипированная) сама себе боится признаться. Рассуждения о любви, о долге, о внешних приличиях, о семье, о детях. Женские образы в романе просто восхитительные, здесь и женщина-любовница, и женщина-партнер, и женщина-мать и сочетание всех трех в каждой конкретной героине.
Однако роковая любовь Анны (несмотря на название романа) не единственная центральная линия романа, не менее эмоциональной и значимой (а с философской точки зрения даже более значимой) является линяя, повествующая о душевных метаниях молодого дворянина, помещика Константина Левина. Нетрудно заметить, что образ Константин Левина является отражением самого автора. Именно устами Левина Толстой доносит до читателя свои рассуждения о труде, о крестьянстве, о семье и даже о религии. Некоторые из них сегодня сложно адекватно оценить, для этого ситуацию нужно видеть изнутри, а не через призму прошедшего времени, однако наблюдать за ходом мысли человека жившего в тот период очень интересно. Другие же размышления актуальны для многих и на сегодняшний день.
Я намеренно не стала говорить о гениальности Толстого как художника, думаю, любой, кто читал хоть одно его произведение, прекрасно об этом знает.
Несмотря на сумбур в моей голове, вызванный восторгом и влюбленностью в только что прочитанную книгу, я постаралась выразить свои роящиеся мысли кратко и хоть как-то их систематизировать.
Итак «Анна Каренина» безусловно, роман, который должен прочитать каждый, а потом снова перечитать, и снова перечитать. Это одно из тех произведений, в которых все величие русского языка переплетается с гениальностью полета мысли автора, наполняя процесс чтения смыслом, делая его не просто времяпрепровождением. Произведение, которое нужно читать медленно, внимательно, вдумчиво, перенося события на себя, мысленно участвуя в полемике героев, отвечая самому себе на самые важные в жизни вопросы.
По поводу красоты языка автора в этом и других его "больших" произведениях соглашусь.
Но почему-то в рассказах, особенно детских - это ужас катастрофический.
А рецензия понравилась - эмоционально, видно, что произведение "зацепило"))
Отличная рецензия! Абсолютно поддерживаю мнение, что читать и перечитывать Толстого нужно в более зрелом возрасте нежели школьном. И, наверное, чем старше мы становимся, тем больше мы будем открывать для себя нового в творчестве Льва Николаевича.
@neveroff, да произведение действительно "зацепило")))
По поводу языка, мне кажется произведения малого объема это вообще не для Толстого. Для его творчества необходим объем, простор, некая громоздкость даже в каком-то смысле. Для меня Толстой - это сложные, витиеватые предложения насыщенные литературными приемами. Малый объем изначально ставит его как художника в невыгодную позицию, на мой взгляд. А что касается детских произведений, то вероятно в них Толстой намеренно пытался использовать более простой язык, что и дало такой результат. Вообще, лично для меня, Толстой абсолютно не детский автор.
@andrey-kirov, спасибо за отзыв))) Абсолютно с Вами согласна, что каждое прочтение Толстого открывает что-то новое в его произведениях. Задумываюсь над тем что бы перечитать "Войну и мир". Помню, что в школе мне роман понравился, но впечатления все равно какие-то скомканные что ли. Думаю это от того, что тогда я много не уловила. Но отсутствие свободного времени, фундаментальность и конечно же объем "Войны и мира", пока отпугивают меня)))
@kca999, конечно, не детский, раз у него там "собаку черепаха укусила за рот". Это как вообще и куда-куда ее укусили???))))
@neveroff, )))рассмешили, я такого даже не помню))) Хотя если бы мне было года 3 и мне такое родители прочитали, я бы не удивилась скорее всего, ну укусила за рот и что такого? За губу черепаха ее укусила, за язык, поцеловала в конце-то концов. А если серьезно у него многие детские рассказы какие-то странные даже не по языку а по сюжету, жестокие какие-то что ли (взять хоть "лев и собачка") они мне и в детстве не очень нравились, а сейчас так и вообще. Детское творчество - это не его, хотя Толстой упорно писал и для детей.