Рецензия на книгу Солярис от liu
Теперь-то мне стало понятно, почему после прочтения книги в 8-летнем возрасте смысл всего написанного в "Солярисе" остался для меня почти загадкой и ограничился приключениями людей на какой-то там чудовищной планете. Всё же философии в романе не меньше чем фантастики. Что-то я там и поняла своим детским мозгом, но не то, что хотел сказать автор. А также прояснилось, почему Лем и Тарковский рассорились во время создания фильма: книга и фильм при вроде схожих декорациях затрагивают разные темы и смыслы. И тут нельзя сказать, что книга или фильм лучше, они просто о разном, и при всём при этом как будто дополняют друг друга.
И вот сейчас, будучи взрослой тётенькой я прочла это фантастическое чудо под руку с детским восторгом и повзрослевшим мозгом. Ну как не восторгаться этими подробными, проработанными, захватывающими описаниями планеты Солярис, которая наравне с учёными является главным героем романа, а может и главнейшим. Солярис полностью покрыт океаном... но каким океаном! Сами учёные толком разобраться не могут. Как его только не окрестили: самоомолаживающийся сверхклеточный организм, мёртвый химический конгломерат, гениальный океан, гравитационное желе, космический йог, и даже океан-дебил. Мёртвый ли он, живой, разумный? Но то, что он создаёт из себя самого - это шедеврально, завораживающе и пугающе, все эти невообразимые симметриады, асимметриады и мимоиды! Описано всё мастерски, так, что невозможно не нарисовать это всё в воображении и даже немного поверить в существование планеты.
Океан весьма-весьма оригинальный, и этой своей оригинальностью загнал учёных мужей в тупик. Появилась целая наука соляристика, которая в течение 100 лет так и не нашла ответы на свои главные вопросы. Да-да, Лем не поленился создать целую науку, и не просто обозвал и отпустил на все 4 стороны, а проработал от начала до конца: историю планеты и её открытия, отцов-основателей и других важных фигур, их исследования, по какой траектории движется планета, её свойства и особенности... О, там есть что почитать, и самое удивительное, ведь не скучно совсем! Ну и, конечно, Лем иронизирует: столетняя наука сводится к описаниям и просто гипотезам, а вернее к огромному, невероятно огромному количеству гипотез, противоречащих друг другу и по сути ничего не доказывающих и не приоткрывающих завесу тайны. Такая вот незадача! Учёные мужи застопорились, готовы сдаться, а налаживание Контакта сводится на нет из-за тотального непонимания.
А вот у учёных, находящихся на самом Солярисе, непонятки похлеще. Чего они больше боятся: океана или самих себя, своих глубин подсознания? А готовы ли они были к такому Контакту? С какими мыслями, с какими стремлениями отправлялись они навстречу иным мирам?
Много тут и о обычных "земных" человеческих отношениях, хотя в моём понимании они всё же шли вторым планом, так же как и любовная линия, об этом и сам Лем говорил. Но поведенческие линии прорисованы очень достойно, и любовная линия цепляет. Всё же касательного внутреннего мира человека, это больше к экранизации Тарковского.
А самая главная конфета спрятана в конце романа, когда начинаются рассуждения об ущербности богов, о зародыше бога отчаяния, и...
В общем, читать, читать и перечитывать. А также, дальше знакомиться с творчеством великого фантаста.
В детстве многие книги смотрятся совсем по-другому. Тот же Жюль Верн - вроде приключения как приключения, а взрослый накопает и политику, и антирасизм и т.д.
А Тарковского я не люблю за ту знаменитую историю с сожженной коровой...
Доп №Дюжина! Давайте уже и чертову дюжину)))
@neveroff, вот Жюль Верн у меня всё ещё как детское воспоминание без примесей взрослых идей, может что-то перечитать стоит или так и оставить в детском оформлении)
Насчёт этой многострадальной коровы, Тарковский, конечно, слишком зафанател по реализму.... что тут скажешь) мне нравится как его на лурке описали:
Тарковский Андрей — культовый для небыдла режиссёр. Знаменит фильмами «Андрей Рублёв» (где мучал животных), «Сталкер» (где мучал зрителей) и «Солярис» (где мучал одноимённое произведение).
Раз уж тетенька советует, то, как бы дяденька ни отбрыкивался, придется на полку положить)
@liu, ох, мне проще засчитать себя быдлом, чем признать Тарковского культовым режиссером, а не культовым живодером.)))
@nikfrock, даа, эта тётенька плохого не посоветует!!! ...я уже много лет прислушиваюсь к её советам)
@neveroff, а одно другому не мешает, Моцарту вот неплохо жилось как копрофилу и композитору одновременно, вот и Тарковский решил добавить живодёринки в свои творения) Солярис у него неплох всё же, больше у него ничего и не смотрела кстати)
@liu, про Вольфгана Амадеивича - правда что ли? О_О Я в легком шоке, представив как он этим занимался под "Маленькую ночную серенаду"...
@neveroff, я стараюсь думать только о его творчестве, хотя всё же Бетховен мне гораздо ближе) А странность Моцарта документально зафиксирована только в его "письмах кузине", в общем ничего криминального)
@liu, Мне ближе их обоих вместе взятых - Гайдн, Григ, Альбинони и Рахманинов. Они такие разные, но обезоруживают полностью.)))
@neveroff, Рахманиновское творчество чудесное до мурашек) Но мне какого-то любимого композитора сложно выбрать: Лист, Пуленк, Маллер, Дебюсси, Чайковский.....
@liu, о, Маллер замечателен, как я его забыл написать?))) Дебюсси мне кажется слишком однообразным, но Бергамская сюита классная. И еще мне нравятся у него Образы для оркестра.
Чайковский уникален тем, что некоторые его произведения вызывают восторг (например, увертюра 1812 и 1 и 2 концерты), а некоторые - жесткую антипатию (например, все симфонии, что я слышал). А вот Пуленка даже не слышал никогда, познакомлюсь с интересом, спасибо.)))
Я люблю открывать неизвестных мне ранее композиторов. Недавно вот наткнулся на Брукнера и его 5 симфонию и три недели слушал только ее.)))
@neveroff, вот, а я забыла Брукнера всё, что когда-то слушала, надо освежать память, тоже спасибо))) У Пуленка я концерт для ф-но с оркестром играла, с тех и полюбила его, хотя у профессионалов он попсовеньким считается) А ещё, у меня неизменно в любимых остаётся Интермеццо из оперы Масканьи "Сельская честь"....
@liu, ох, чувствую, мне нужен либез от Вас.)))
@neveroff, =)))) да что уж там, меня всё ещё поражает Ваша осведомлённость в сфере классической музыки, большая редкость сейчас!)
*пс... у меня там чёртоводюжинная рецензия появилась))
@liu, я в последнее время плотно подсел на классику, хотя и раньше с удовольствием слушал.
Уже отметил рецензию.)))
@neveroff, спасибо) У меня наоборот теперь после года усиленной учёбы и зазубривания опер перерыв) Слушаю битлов и вообще музыку 60-х))))
@neveroff, иногда, воспринимая то или иное произведение, о личности автора лучше не думать (ну, при условии, если это мешает восприятию, как у вас с Тарковским). А то ведь ни Микеланджело, ни Караваджо, ни Вагнер, ни даже солнце русской поэзии святыми явно не были.
Для меня Андрей Арсеньевич - безусловный гений, со всеми своими заскоками. Кажется, Флобер писал, что "гений - это диагноз", так что ничего удивительного)
@neveroff, вот зачем вы так? Теперь я тоже знаю про корову, и Тарковский для меня закончился, не начавшись. А я все собиралась...
@reiden_coldflame, все люди разные. И все перечисленные - тоже люди. Солнце русской поэзии для меня лично - так себе, фонарик просто. К Микеланджело претензий не имею, т.к. знаю только само искусство. А на проблемы Вагнера легко закрываю глаза хотя бы только за "Полет валькирий")))
А вот Тарковский - отдельная песня. Я же двинутый на животных...
@neveroff, тогда понятно)
О Микеланджело, кстати, есть ряд легенд об убийстве натурщика (-ов). Истории похожи на те, которые связывают с афинским живописцем Паррасием:
"...Паррасий из Эфеса, афинский живописец (pictor atheniensis), купил одного из них, старика, и велел подвергнуть его пытке, дабы тот послужил ему моделью (ad exemplar) для картины "Пригвожденный Прометей"...
...Старик впал в агонию. Он простонал еле слышно, обращаясь к афинскому живописцу:
– Parrhasi, morior (Паррасий, я умираю)!
– Sic tene (Вот-вот, оставайся таким)!"
Паскаль Киньяр, "Секс и страх".
@AnnaOpredelenno, просто посмотрите "Иваново детство". И...ну, просто посмотрите) Кстати, в старославянском "начало" и "конец" - слова однокоренные, так что всё ещё может быть)
@reiden_coldflame, плохая история, конечно, хотя не о Микеланджело. Но даже если и он такой же, его волшебные фрески от этого не становятся менее вечными... А кино - всего лишь кино...
@neveroff, неее, кино - это КИНОООО! =) Ещё один прекрасный вид искусства, и фильмы тоже могут становиться вечными)))
@liu, я не спорю. Каждое искусство имеет право быть. Но я не Ленин. И для меня оно не является важнейшим. Даже в пятерку не входит. Но именно поэтому это всего лишь мое мнение.))
@neveroff, так-так, а что же входит в пятёрку?)))
Литература, скульптура, хореография, театр и арт.)))