Рецензия на книгу Первому игроку приготовиться от yukari

написала рецензию27 сентября 2015 18:26
Оценка книге:
9/10

Я несколько опасалась начинать читать эту книгу: рецензия обещала огромное количество отсылок к культуре восьмидесятых, а я в этой самой культуре восьмидесятых не сильна (в особенности в том, что касается кино и музыки, с играми еще более или менее могу разобраться). И тем не менее, читать оказалось чрезвычайно интересно. Автор снабжает книгу достаточным количеством пояснений, которые не выглядят назойливыми и мешающими, если читатель и так знает, о чем речь (что такое PvP? Где находится Азерот?), и дают необходимый минимум информации, если вводится что-то незнакомое. Все эти отсылки к восьмидесятым выглядят вполне органично, вероятно, автор действительно пишет о том, что любит и в чем разбирается. (В качестве иллюстрации того, в какой степени восьмидесятые стали значимой частью жизни виртуального мира: главного героя отец назвал Уэйд Уоттс, "чтобы фамилия и имя начинались на одну букву, как Кларк Кент или Питер Паркер").

Сюжет показался немного слишком простым, и его характеристика сформулировалась у меня в следующие слова: "Да это просто мечта современного школьника". Потому что это история о том, как этот сообразительный школьник вступает в конфликт с корпорацией, которая пытается превратить его любимую онлайн-игру в машинку по выжиманию денег из пользователей. Отличная современная история (тут мне вспоминаются сюжеты вполне реальных петиций игроков против мэйл.ру примерно по таким же поводам - хотя и не в таком масштабе). А еще это история о том, как все это знание, увлеченное выучивание наизусть всего чего можно, такое как возможность повторить наизусть все реплики из "Монти Пайтон и Священный Грааль" или пройти все уровни Pacman с одной попытки, *наконец-то пригодилось в жизни*. Эх...

Мир, в котором происходит действие - это то, что было бы, если бы у компании Linden Labs или создателей ActiveWorlds таки получилось. Если бы Second Life стал местом общения не для нескольких десятков тысяч пользователей (бывала я там, и я бы не назвала его густонаселенным), а действительно массовым явлением. Причем интересно, что эта тотальная погруженность всего населения в виртуальность не подается как однозначное зло. Напротив - у большего количества людей появляется доступ к бесплатным обучающим программам, а школьные уроки становятся куда более занимательными и красочными. (и никакого цифрового неравенства - минимально необходимые консоли-визоры-перчатки для доступа к виртуальности выдаются бесплатно, а с электричеством в этом мире одинаково плохо почти у всех).

Несмотря на то, что действие происходит в виртуальности (в которой далеко не все пользователи озабочены прокачкой своего персонажа и собиранием артефактов - некоторые там просто живут и развлекаются в рамках безопасных зон), типичные для лит-рпг моменты типа "и тут я нашел новую катану (атака +10, ловкость +1)" встречаются редко и выглядят органично. Еще одна особенность стиля (не знаю, считать ее плюсом или минусом) - это то, что автор здорово сэкономил на описаниях, на самом деле. Ведь достаточно сказать "Мехагодзилла" или "5 роботов, составляющих Вольтрона" или "космический корабль Энтерпрайз" - и у читателя возникают определенные образы, у кого-то расплывчатые, у кого-то более четкие. (а кто-то пойдет гуглить, как же это на самом деле выглядело - несколько раз подобные вещи по ходу чтения искала в интернете и я, но не потому, что это было так уж важно для сюжета - общего понимания из контекста, о чем же речь, там вполне достаточно - а просто чтобы ярче представить). Конечно, описания не сводятся к отсылкам, есть и оригинальные описания, но вот таких сконструированных образов довольно много.

В общем, книга может понравится разным читателям. Тем кто играет в компьютерные игры, и тем кто не играет. Тем кто знаком с культурой восьмидесятых (отчасти это наши девяностые, ибо доходило же слегка с запаздыванием, как в случае тех же первых игровых приставок) и тем кто незнаком. Но чем больше в памяти читателя всех этих деталей, создающих контекст, в котором разворачивается действие книги, тем больше он получит удовольствия. Хотя сюжет местами казался мне слишком простым, это было очень приятное чтение как процесс, как узнавание, и через несколько глав я поняла, что это удовольствие не испортит даже финал, каким бы он не оказался (а он оказался вполне удачным).

(В последнее время у меня начинает закрадываться подозрение, что идея о "тотальном погружении в виртуальность" станет таким же неслучившимся будущим, как колонизация планет Солнечной системы. Человечество консервативно и озабочено сиюминутными проблемами . И слишком оптимистично в оценке сроков и ресурсов на разработку/внедрение новых технологий. Жаль.).

Похожие рецензии
@massaraksher Санчез Можаев 5 ноября 2014
На книгу наткнулся практически случайно, и очень пожалел что не слышал о ней раньше. Книга написана достаточно простым и понятным языком, но в силу того ...Читать далее
@mrgarma Денис Мелешко 22 марта 2015
История парня, который заканчивает школу и поставил цель стать номером 1 в мире охотников за пасхальным яйцом виртуальной системы OASIS, по началу, была довольно скучна ...Читать далее
@lorikieriki Катя Cat 18 августа 2015
2040 год. Человечество постепенно загибается из-за энергетического кризиса. Жизнь беспросветна. Перспектив нет и тут умирает создатель самой популярной виртуальной вселенной в мире – Джеймс Холлидэй. ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт