Рецензия на книгу Голос ночной птицы от Ariah

Когда в любом поселении семнадцатого века, хоть на острове, хоть в Новом Свете, крокодил не ловится и кокос не собирается расти, обвинить можно кого угодно, но чаще всего обвиняют ведьму. Вообще, ведьма – такой универсальный оправдыватель любой неудачи, происходящей в этом мире – пожар, аллергия на пыльцу, сопливые дети. Ведьма это всё, плавали, знаем. Финансовый кризис, засуха, дождь, снег, антициклон – всё ведьма. Выборы в Думу, крах рубля, Российская сборная. Кто виноват и кого тут сжечь?
Итак, как вы поняли из вступления, век на дворе не очень – семнадцатый (почти восемнадцатый, но от этого не легче). Фаунт-Роял – это такой городок Нового Света, в который бегут, как муравьи, колонизаторы с амбициями. Основатель Фаунт-Рояла думает: я успел первым, град воздвиг на болотах и будет мне счастье и богатство! Жители, поверившие в эту лапшу, думают: ну ладно, почему бы и нет. Роберт Маккаммон думает: держитесь там, счастья вам, удачи, настроения хорошего, но я вас всё равно всех уморю к чертям от чумы. Читатель думает разное (см. прочие рецензии), но в целом, думает положительно. Не потому, что страсть как любит почитать про колонии семнадцатого века, а потому что в городе объявилась ведьма, которая насылает порчу, дождь из лягушек (кто-то видел? А мне рассказывали!) и прочие пакости. Если кто и виноват в том, что Фаунт-Роял не с первых дней стал городом-миллионником и там проложили метро, так это она. Жители неспешно начинают стругать столб, запасаясь дровишками, пока в это время из другого города (покрупнее, там даже врачи бывают) выезжает на суд ведьмы магистрат по имени Вудворд (преклонный возраст, былые раны, сундуки и скелеты, ум, сообразительность и тэпэ) и его клерк Мэттью (юный возраст, былые раны, сундуки, скелеты, ум, сообразительность и тэпэ). На пути к Фаунт-Роялу они остановятся в гостинице, чтобы потом добраться до пункта назначения несколько иным способом, нежели планировали.
Где-то в этом месте станет интересно.
В целом, это такой «Судный день», только место действия – юная Америка, ещё ползающая на коленях своего расцвета, Америка без имени, без прошлого, с туманным будущим – и в этом основное достоинство «Голоса ночной птицы». Такой Америку рисуют мало, хотя стараются – у Маккаммона есть талант писать так, что запах пожухлой листвы в высохшем без воды городе ощущается физически, равно как и испарения благовоний в хижине индейцев, равно как и кровькишкиойчтоэтобыло любой книжной жертвы, равно как и эти вечные застолья, описываемые с таким смаком, что любому ведущему одноимённой передачи станет стыдно. Маккаммона не остановить – он пишет огромный роман, который оказывается при внимательном изучении только первым кирпичом в стене эпоса про клерка Мэттью Корбетта. Не пытаясь сделать из него супергероя, Маккаммон милостиво оставляет ему качества обычного человека, впрочем, то тут, то там подчёркивая, что Мэттью явно превосходит семнадцатый век и местные нравы на пару столетий – уж больно умён, остёр, смел и на язык, и на мысли. Его главный наставник и почти отец Вудворд уже стар, но втолковывает в голову своего почти-сына: этот мир полон возможностей, я верю в тебя, возьми от жизни всё. И тут же где-то между первым и вторым добавляет: я это правосудие на земле, ведьму надо сжечь, потому что она ведьма. Справедливости ради, его в этом сложно осуждать – во-первых, времена такие, а во-вторых, просто почитайте, какие там доказательства, тут как-то даже не поверить стыдно. Тем более, весь город явно сговорился и рассказывает одинаковое не в пользу ведьмы. Которая, кстати, страшно красива. Что вы думаете, сделает Мэттью? 1) Влюбится 2) Захочет её спасти 3) Украдет ее и сбежит 4) Докопается до правды? 5) Поплачет над ее пеплом и потом все-таки найдёт правду? (не забывайте, Маккаммон всё-таки почему-то считается мастером саспенса и внезапных концовок).
Одно можно сказать точно – Мэттью начинает расследование, а вместе с ним и борьбу против устоявшихся суеверий, криков «Ведьма, ведьма», перекладывая аккуратно и бережно весь этот сюр доказательств на поверхность здравого смысла. Сами понимаете, занятие довольно опасное – как бы самого не сожгли. Но, в общем-то, поскольку тут либо чахотка, либо мимо пробегающий индеец скальп снимет: смерти бояться – в лес не ходить, это Новый Свет, baby, поэтому наш юный сыщик, подобно герою какой-нибудь характерной RPG, ходит по разным локациям, находит улики и вычисляет всё более масштабные нюансы этого запутанного дела. Маккамон мог бы, конечно, не так расписываться – всё-таки семьсот с лишним страниц порой кажутся какими-то неподъёмными, однако, это вопрос временный. Всего пара бессонных ночей и вы узнаете, что убийца дворецкий, а Волан – де Морт.
А ведьма – это сам автор.
Аминь!
спасибо :)) ночной юмор
Какая прелестная рецензия! Посмеялась от души, и даже прочитать захотелось)
@psycho, @lin_kis Спасибо! И почитайте, только правда кирпич нормального такого размера )
Спасибо за остроумную рецензию! Заинтересовали- однозначно прочту)