Рецензия на книгу Доктор Фаустус от liu
Особенно приятно было мне вступать в новый год с чтением Томаса Манна. В новый год с любимым автором. Очень долгое чтение, поэтому и #длиннаярецензия, первая в этом году.
Отчаянный роман.
Тяжёлый, монументальный и терзающий душу.
Теперь я понимаю, что поступила очень верно, решив читать его после "Будденброков", "Волшебной горы" и вообще основной части творчества. В другом случае, он бы не имел такого сильного воздействия, и поняла бы я в разы меньше.
Томас Манн удивителен. Его детальность, эрудированность, умение соединить огромные пласты бытия в романах - это гениально. Совершенно необычайно переплетаются политика, философия, музыка, живопись, умело ставятся исторические и культурные параллели.
Роман о гениальном (выдуманном) композиторе Адриане Леверкюне, который, вполне ожидаемо в контексте названия, продал душу чёрту. Продал весьма символично, и можно очень долго строить спиральную конструкцию с доказательствами продажи или не продажи души. Поломав над этим голову, в конце концов понимаешь, это не имеет значения. Ведь продажа души по сути является символом рабского подчинения фашизму.
Весь роман - символичен, что напоминает о "Фаусте" Гёте, где символ на символе - и исторические, и личные. В этом плане и Гёте, и Манн в своём роде литературные эксгибиционисты.
"Доктор Фаустус" написан в Америке, начат в 1943, опубликован в 1947. И эти даты очень важны. Томас Манн переживает трагедию своего народа как личную. Поражение Германии - одновременно и желанное, но от этого не менее ранящее. Немецкий, заблудший в дебрях фашизма, народ теперь вынужден жить с последствиями своей дьявольской пляски.
В своём фанатизме в вопросах времени, автор и здесь не дал маху, обогатил свои размышления об этой загадочной субстанции, стихии. Жизнь Адриана Леверкюна рассказана его другом, который олицетворяет самого автора. Этот друг аналогично переживает немецкую трагедию, так как пишет эту историю в те же годы, что и Манн, и через выдуманного автора можно проследить ниточки мыслей, суждения и отношение реального автора. Параллельно событиям 2-й Мировой войны идут события жизни композитора - примерно с начала 20 века до 30-х годов. В знакомство с главным героем, его детство, творческие периоды периодически вклиниваются события на фронте, падающие бомбы, когда главного героя уже и в живых нет, и всё это окрашивает саму его жизнь в мрачные и зловещие тона. Светлого вообще практически нет, потому что по сути весь роман - это похороны, реквием, это последний из написанного Леверкюном "Плач доктора Фаустуса", плач по Германии и по душе немецкого народа.
Даже, когда ближе к концу появляется племянник Адриана - ангельский малыш Непомук, или как он сам себя назвал, Эхо. Над этим светлым лучиком добра и счастья уже трубит лейтмотив злого рока, и не вызывает сомнения, что и он будет похоронен под развалинами немецкого краха.
Политическая подоплёка романа во много перекликалась с "Размышлениями аполитичного", которые Томас Манн уже перемолол к тому времени и что-то поменялось в его мировоззрении.
Что более важно для меня, это конечно музыкальная составляющая. Здесь меня озадачивает мысль, кому бы я вообще могла посоветовать этот роман. Никому из моих знакомых. Главной причиной, пожалуй, является теоретическая база - это конечно не учебник по теории музыки, тем не менее подобной информации здесь много и автор не то чтобы старается сделать её удобной для мозгового переваривания. Даже мне, хорошо знакомой с основами так называемой "серийной", додекафонной музыки (а именно в этом направлении и работал Адриан Леверкюн), требовалось усиленная сосредоточенность для прочтения "музыкальных" страниц романа. Да, есть здесь перегруз музыкальной теорией. А представить музыку Леверкюна, описанную словами - задача не из лёгких, проще пожалуй загрузить себя прослушиваниями того же Шёнберга, или Стравинского.
Ради чего продал свою душу главный герой?
Ради творческого вдохновения, ради того, чтобы творить шедевры и совершить революцию в музыке. Плата же была высока даже по меркам прочих Фаустов. Леверкюн не был излечен от своей болезни и все отведённые ему 24 года страдал от головных болей, рвоты и периодических помутнений рассудка. Помимо этого чёрт не обещал ему постоянного вдохновения - наоборот, плодотворным периодам обязательно сопутствовали долгие и страдальческие периоды застоя. Плюс ко всему этому, ему было запрещено любить, ну а как ещё можно будет приспособиться к адской жаре - только стать холоднее льда. Сделка поистине несправедливая с учётом того, как проходили последние годы жизни Леверкюна. Я же всё равно настаиваю на том, что этот договор с дьяволом был порождением больной фантазии композитора.
Но саму эту музыку Томас Манн передаёт как модель фашизма. Музыка, в которой теряется, вернее сознательно разрушается мелодия, она тонет в хроматизмах, инструментальном вое и звуковой массе - это то, как индивидуальное прогибается под давлением масс. "Гибель духовной культуры в эпоху восстания масс". Такая вот по сути варварская музыка в варварское время.
Поэтому неудивительно, что Арнольд Шёнберг обиделся на Манна. Хотя вроде и по другой причине. Получилось так, что Томас Манн присвоил изобретение серийной музыкальной техники своему выдуманному персонажу, когда в реальности это изобретение принадлежало Шёнбергу - вот это конкуренция! В конце романа теперь есть приписка об этом. А то не дай, не приведи, необразованный читатель подумает, что это сделал несуществующий музыкант.
Тронул меня биографический момент - две сестры Томаса Манна покончили жизнь самоубийством, в романе есть отражение, а маленький Эхо - по сути выражение нежной привязанности Манна ко внуку.
Удивило то, что консультантом Манна по музыкальным вопросам был Теодор Адорно, которого я знала только как автора "Исследования авторитарной личности", в то время, как у него есть потрясающие работы по теории новой музыки. Маленькие открытия каждый день.
Чтение заставляло меня не раз отвлекаться на прослушивание музыки и поиски параллелей, надоумило меня просматривать полотна и гравюры Дюрера, на которые много раз ссылался автор, вспомнить всех немецких философов, идеи которых Манн как будто впитал, родившись немцем.
"Ибо это не ипохондрия говорить себе, что всё немецкое - и немецкий дух тоже, немецкая мысль, немецкое Слово - ввергнуто в пучину позора, справедливо взято под сомнение, обесчещено тем, что сейчас выставлено на показ. И не болезненное самоуничижение спрашивать себя: смогут ли в будущем немцы о себе заявлять на каком бы то ни было разговоре о судьбах человечества?"
Слушайте, это замечательная просто рецензия! Большое вам за неё спасибо. Очень вдумчиво, внимательно и точно. Вы открыли для меня вновь давно прочитанную книгу, когда-нибудь обязательно к ней вернусь.
А я пытаюсь одолеть "Волшебную гору" сейчас - Манн действительно пишет монументальные вещи=) И ваша рецензия дала порцию вдохновения вновь взять отложенную на неделю книгу ^___^ Касаемо самой рецензии - она прекрасна, не просто "мне нравится", а очень осмысленная, обдуманная, с массой параллелей к реальности (к биографическим моментам Манна, вашим личным переживаниям, истории, музыки).
@Headless, спасибо огромное! И можно на ты) А когда читала? Мне кажется, возьмись я за неё даже пару лет назад, было бы очень сложно и читать и понимать. Очень помогло при чтении знание биографии, семейных проблем и политических взглядов.
@ida_frei, можно тоже на ты) И тоже большое спасибо!! Меня вообще так радует, когда я узнаю, что кто-то читает Манна, у меня прям улыбка на лице расцветает) Поэтому желаю нужного настроения для прочтения "Волшебной горы" и если всё пройдёт успешно, ещё и экранизацию советую - 1982 года (3-х серийный фильм).
@liu, я читала года три-четыре назад, в универе. Тогда всё, что смогла - погрузиться в атмосферу, в ней позадыхаться, оценить слог. Про фашизм и мыслей не было. И про предопределённость. Я больше интуитивно разбиралась и понимала, что тут ого-го, а чего ого-го - выразить было сложно. Музыка радовала, но я больше представляла её, чем слушать пыталась, всё-таки знаний обычного игруна не хватает.) Я уверена была, что вы её по достоинству оцените.)
@liu, ну и с ты я сбилась как обычно, прошу прощения.)
Монументальня рецензия)
Я могу только представлять, какие упаднические настроения творятся в голосе Манна, ведь по сути сам нацизм в Германии - тоже когда-то был реакцией на падение культуры в стране после первой мировой.
А Манн, кстати, придерживался каких-то определенных политических взглядов?
@andres, каких-то определённых? Сложный вопрос... Я, честно говоря, всё никак не могу окончательно в этом разобраться. Но примерно вот так сейчас думаю:
В душе Манн всегда оставался националистом, в хорошем и спокойном смысле этого слова - просто любил он очень Германию и очень ему хотелось, чтобы она сияла своей культурой и духом над всем миром, ну или хотя бы Европой. Когда он поддерживал Гитлера, ему и в голову не приходило, какая кровавая баня всех ожидает, Манновские представления об идеях фашизма были оторваны от реальности, он видел в этом только культурно-философский аспект, ему нравилось об этом размышлять и говорить - на словах всё было безобидно. Ну и к этому можно добавить, что ему надо было куда-то деть свою сексуальную энергию - он всё время старался быть таким настоящим "мужиком", и подавлять всех своей мужской сущностью, поэтому и детей ему надо было как можно больше. Даже читая "размышления аполитичного" - я не всегда улавливаю его мысли, он часто себе противоречит или меняет точку зрения, это такой поток бессознательного и фашистские идеи у него там часто проглядывают, а иногда совсем всё наоборот. Потом он уже и к пацифизму призывал, иногда ему нравились социалисты, потом был за демократию... Такой вот истинный интеллигент 20 века =)
@Headless, мне кажется, если бы я не была музыкантом, я бы вообще всю эту музыкальную чушь мимо пропускала) А про фашизм - для меня это было яснее, так как уже к этому времени пыталась разобраться в политических взглядах Манна - можешь посмотреть комментарий выше, я там всё ещё пытаюсь в них разобраться))))
@liu, так, думаю, не музыканты и делают. А жаль, такой пласт теряют. Да, я смотрю, непростой был товарищ.)
@liu, Благодарю ^____^ Дочитаю - посмотрю обязательно (записала в свой ежедневник, чтобы не забыть), потому что книга определенно нравится (165 с из 925), я не знала, что есть экранизации=)
@Headless, в свою очередь, большинство моих знакомых музыкантов отмели бы часть политического пласта)
@ida_frei, обнаружила и экранизацию доктора Фаустуса, того же 1982 года) Надо смотреть! Мне бы тоже ежедневник с планами на прочтение и на просмотры завести)))
@liu, это мне напоминает биографию Камю. Хотя тот вначале ратовал за социализм, в в конце пришел к полному отречению от политики.
мощно
@liu, ну и зря, я за полное восприятие.) Сама вот перечитывать буду, только не скоро, в Манна мне надо погружаться целиком. А теперь тянет не туда.
@andres, мне думается, что многие так делали, если в биографиях покопаться, можно много кого найти. Мне на ум приходит Юнг, Конрад Лоренц... Сахаров (не из писателей, правда), у Солженицына вроде как странные политические взгляды, у Булгакова не совсем понятно. В России вообще у интеллигенции всё сложно было. Надо просто жить в сложное время в сложной (желательно тоталитарной) стране - и политические плавания обеспечены.
@headless, да, пожалуй лучше Манна читать с полным погружением, иначе весь смысл пропадает.
@liu, знаешь, иногда вспоминаешь о персонажах, когда слышишь писателя. Вот и у меня, появляются ридлянские ассоциации.
Теперь слыша про Манна, я вспоминаю Люду с девочкой на аватарке :))
Так же, как Кинг, почему то (?) приходит образ @neveroff
@psycho, о, это очень даже приятно слышать (читать)! С Кингом у меня всё-таки Джокер ассоциируется. А ты - с Кутзее) Я тебя ещё не надоумила почитать Манна? Ты ведь одно время собирался)
@liu, с Кутзее? моя серия рецензий на него)Пожалуй, да, была самой стабильной..Но был еще Маркес.
Вот и я про то, вроде бы должен быть Джокер, но Неверов с серией рецензий..сбивает карты.
По Манну, я только-только выбираюсь с январского застоя)) Но он на примете, конечно
@psycho, Маркес мне просто не так интересен, а за кутзеевскими рецензиями я следила) Да уж, из застоя нужно выбираться точно не с Манном...
@psycho, о боже, тебе скоро привидится тень отца Гамлета)))
Да, Кинг - это должна быть ассоциация с Джокером. Я разрешаю мерещится на Агате Кристи и Маркусе Зузаке))) Еще на Джеймсе Хэрриоте можно)))
@neveroff, не знаю как так вышло, но ты мне мерещишься на Ниле Геймане... На нём можно?)))
@liu, а, да, на нем тоже можно, хотя на нем многие могут мерещиться)))
@neveroff, ну вот мозг как-то сам выбрал)))