Рецензия на книгу Старик и море от beshenaia
К литературе страсть имея,
Читал я раз Хемингуэя.
Читал его четыре дня,
Не понял ни хемингуя...
Впервые о существовании этого труда Эрнеста Хемингуэя я узнала в довольно нежном возрасте. Наверное, многие мои сверстники в детстве смотрели забавную комедию «Няньки». Помните, ту сцену, где за окном идёт дождь, а молодая учительница зачитывает своим нерадивым ученикам отрывок, где старик вонзает свой гарпун в тело акулы? Вот тогда-то в моём ещё детском мозгу родилось желание обязательно прочитать эту самую книгу.
Правда, моё знакомство со «Стариком и морем» произошло значительно позже. Книга случайно попала мне в руки, а малый объём и желание до конца разобраться в моих отношениях с латиноамериканскими авторами лишь подтолкнули меня к осуществлению детского замысла. Впрочем, хватит обо мне, пора переходить к книге.
Говорят, что люди, живущие у моря, так сильно привыкают к его переменчивому нраву и бескрайному простору, что сами становятся похожими на море. Они тихи и спокойны, словно им одним известна какая-то древняя тайна. Они смотрят на жизнь гораздо глубже и шире, словно в них самих воплощена душа моря. Но такое спокойствие обманчиво: если что-то по-настоящему встревожит душу этих людей, бури не миновать. И горе каждому, кто вздумает встать у неё на пути. Наверное, именно душа этих особенных людей, отважные предки которых рискнули поселиться на морском побережье и бросить вызов грозной стихии, нашла своё отражение в этой книге.
Из неё многое можно почерпнуть. Здесь и тема одиночества, и отношения между разными поколениями (не отцов и детей, а скорее дедов и внуков), и даже гимн человеческой силе воли и упорству. Но в тоже время есть какая-то обречённость: что бы ты не делал, как бы ты не бился и какие усилия не прилагал, все твои попытки тщетны и обречены на провал, ибо так хочет море.
Но, увы, я родилась не у моря, а в центре континента. И моему взору гораздо привычнее вид бескрайних степей, наполненных ароматами цветущих трав, а не белых барашков на гребнях бесконечных волн. Для меня море не бог и господин, с желаниями которого нужно мириться, а детская мечта, светлые воспоминания о беззаботных летних днях и людях, которые были рядом со мной.
Отсюда, скорее всего, и моё восприятие этой книги. Мне она показалась слишком скучной, слишком монотонной, слишком предсказуемой и слишком грустной. Для меня это история без начала и конца. Кажется, вскоре старик снова выйдет в море и снова поймает рыбу. Опять будет борьба и опять будут акулы. И так изо дня в день, пока у старика будут силы выходить в море или пока он однажды не проснётся утром в своей одинокой хижине. А мальчик, так бескорыстно помогающий старику, непременно повторит его судьбу. И так будет вечно, пока существуют море, рыбаки и акулы...
Да простят меня поклонники Эрнеста за низкую оценку, просто я хочу верить в совсем другое море.
Скелет рыбы теперь история. И так изо дня в день, пока у старика будут силы выходить в море.
Согласна с тобой. книга слабой показалась и разочаровала страшно (да простят меня поклонники классика!). гораздо круче и до слез пробирающая, схожая по сюжету, но в сто раз мощнее и душевнее повесть Ч.Айтматова Пегий пес, бегущий краем моря . не ясно вообще, почему так прославлен Старик - слишком образный, спокойный и бледный. Когда у Чингиза нашего Айтматова есть такая бурная и великая вариация на эту же тему.
@natalya.s.alex, тема одна, да. Но на мой взгляд как раз наоборот. У Чингиза получилось философски, но занудно. У Эрнеста - таинственно. Хотя бы потому, что остается вопрос - это было реально или все деду приснилось в горячке?
как меня радует, что не только я не оценила это популярное произведение
@neveroff, я чисто на эмоциях воспринимаю почти всегда. Мальчика с Севера и всю семью было до слёз жалко и переживательно читалось. А дед воспринимался как грустный философ на курорте, да ещё и скучный к тому же. Нельзя эти вещи рядом читать, наверное.
@natalya.s.alex, видимо нельзя рядом, да. Потому что я тоже читал их подряд.)) И историю Чингиза воспринимал как печальное "бу-бу-бу-бу". А Старик прям волшебством дул. Концовка, когда он в хижине уже, так вообще заворожила. Сиди и думай - было это или не было. Круть.))
Зато у Айтматова есть совершенно великолепная Прощай, Гульсары!
@neveroff, это про коня-то? Да! Я у него почти всё читала и почти всё люблю