Рецензия на книгу Машенька от AprilDay

Рассказ очень богатый на ощущения, эмоции, поднятые со дна души, невыразимые, мучительно-пронзительные. Этот текст из тех, что невозможно пересказать - нужно читать. Читать в свое время, и не раньше. Мы проходили его в школе, помню восторженные глаза любимой учительницы по литературе и свое смущение в связи с невозможностью разделить восторг. Перечитывая, поняла, что не запомнила из него почти ничего, всплыл только образ барышни Клары с прижатым к груди пакетом апельсинов - люблю апельсины, да.
Рассказ небольшой, но читается долго и грустно. Послевкусие от него - недовольство, недоумение, раздражение, пустота и тоска. Финал вполне логичный, завершенный, но ощущение незаконченности витает в воздухе и отравляет атмосферу. Эта несчастная Машенька, которая все ехала-ехала, напоминает историю про одного из известных композиторов, когда в соседней комнате был взят септаккорд и бедняга не смог уснуть, пока не подошел к инструменту и не сыграл разрешение. Мне хочется "дожать", дотянуть, но уникальный инструмент уже сказал все, что хотел, поэтому все навсегда останется так, как есть.
Ни разу не ходила на встречи одноклассников после окончания школы. Со многими и так общаюсь, а с кем не общаюсь - с теми уже нет ничего общего. Да и вообще, чтобы воскресить в памяти школьные безумства, и проделки, и счастливые дни, и маленькие бунты, и горькие слезы из-за физики и химии - зачем куда-то ходить? Можно просто вспомнить. Вот так и Ганин второй раз переживает - что? Влюбленность или неповторимые счастливые дни? В итоге он мудро закрывает дверь в прошлое и открывает окно в будущее. Мне очень хочется верить, что он никогда больше не будет так страдать, до полного безволия и апатии.
В рассказе много светлой автобиографической тоски по России, по детству и юности, но она постоянно прерывается описаниями русского пансиона в Берлине. Контраст неприятный, со стороны автора чувствуется презрительная снобская ирония и брюзгливость. Этого нет в "Других берегах", поэтому золотая сказка прошлого там чище и ярче, а главное, добрее.
Ганин - это тень без души, отправленная блуждать по свету. Душа осталась там, в золотой сказке. От тени не приходится ждать человеческих поступков, но все же гадко как-то, что он напоил Алфёрова и повел себя как мелкий бес.
В итоге, мне кажется, "эмигрантская" составляющая рассказа подувяла и потеряла актуальность - хотя бесконечно больно за те сотни тысяч людей, потерявших все в считанные месяцы. Но рассказ всегда будут читать, потому что всегда, у каждого человека есть прекрасные невозвратимые моменты прошлого. С годами эти моменты из золотого запаса воспоминаний очищаются от пены будничных забот, становятся все более дорогими и нужными. Кто-то хранит их глубоко в сердце, кто-то рассказывает близким, и истории превращаются в семейные предания и легенды...
Опять рецензия больше, чем само произведение понравилось:)
@rina_rot, Спасибо большое! Пока писала, задумалась - а вообще кто-то ходит в школу на встречи выпускников?)
Я тоже помню восторженные глаза любимой учительницы, но Набокова мы не проходили, к сожалению. А про апельсины я запомню, есть одна идея..) Хорошая история, а кто неназванный композитор? И ты музыкальную школу закончила?) Хм, после брюзгливости совсем улетучилось желание читать, хотя бы в обозримом будущем.
Начинаю волноваться перед твоими рулетками после того восторга)) На том курсе было нескромно советовать Кэт, а теперь нормально)) Шагнём на 4 года вперёд - "Воспитание крошки" (1938) в компании Кэри Гранта. Всё-таки считаю, что в таком жанре главное - хороший актёр, а иначе будет что-то не то..)
@AprilDay, я нет. )
@cupy, я так понимаю, по какому-то недосмотру и временной вольнице девяностых мы умудрились в школе прочитать еще "Москва-Петушки", немного из Сорокина - специально нашла этот рассказ по описанию, называется "Норма", "Мы", романы Платонова "Котлован" и "Чевенгур". "Мы" мне понравилось,, а все остальное выработало стойкую неприязнь.
@AprilDay, мы тоже читали Мы, а в современной программе, смотрю, Замятина нет, к сожалению. Конечно, лучше глупый ура-патриотизм, чем действительно написанная раньше Оруэлла и т.д. антиутопия, поэтому школьники читают более популярное. А вот остального не было