Рецензия на книгу Камо грядеши от bedda
“Греция создала мудрость и красоту, Рим — силу <...> Так скажите же, что вы несете? <...>
— Мы несем любовь, — молвил Петр.”
Одна из лучших книг, что я когда-нибудь читала. Я не любитель религиозной темы, и эпоха императора Нерона тоже не входит в число любимых. Перешагнув через предубеждения, пробежала первые страницы, и дальше невозможно уже было оторваться.
Сенкевич погружает читателя в реалии Рима первого века н.э., и ему удаётся очень достоверно воссоздать атмосферу того времени через описания города, устройство жилищ и быта римской знати, привычек и нравов, царящих в императорском дворце, но, главным образом, через характеры и поведение персонажей романа. Ощущение погружённости усиливается ещё и тем, что большинство действующих лиц - реальные исторические фигуры.
В первой же главе мы встречаем одного из таких протагонистов - предполагаемого автора "Сатирикона" Петрония. Это острослов, утонченный эстет, эпикуреец, для которого смысл жизни заключается в удовольствиях и созерцании прекрасного. Он ценитель книг и изящного слога, произведений искусства и совершенного тела. Он выделяется среди окружения Нерона проницательностью, интеллектом и харизмой. Будучи приближённым императора, Петроний видит лучше других его порочность и ничтожность, и, тем не менее, вынужден принимать правила дворцовой игры, потому как на кону - собственная жизнь. Однако, не смерти боится Петроний - ему просто хочется как можно дольше наслаждаться земными радостями. Ведь за чертой смерти - небытие.
Сенкевич не зря выводит фигуру Петрония. Если бы противопоставление между языческим Римом и христианством строилось бы с помощью только Нерона и подобных ему, погрязших в жестокости и разврате, то преимущества новой религии были бы очевидны. В случае с Петронием все гораздо тоньше.
Он принадлежит к лучшим представителям элиты, его философия проповедует любовь к жизни и её радостям, а потому сама по себе достаточно привлекательна.
И все же он дитя своего времени. Пусть в мыслях его нет желания чинить зло, тем не менее, зло он творит ненамеренно, просто потому, что не привык считаться с чувствами других людей в своём эгоистичном желании получать от жизни все.
Являясь ценителем красоты внешней, он не задумывается о красоте внутренней. Восторгаясь формой, он не ищет в ней содержания.
Неприглядные поступки людей он осуждает, но не с точки зрения нравственности, а потому что они эстетически безобразны.
Именно в сравнении мировоззрения Петрония - возможно, лучшего из язычников - с христианским учением Сенкевич показывает принципиальное отличие между ними. Упрощенно - красота тела vs красота души, эгоизм и равнодушие vs помощь ближнему, жестокость vs милосердие, месть vs прощение, смертное тело vs вечная душа.
Роман очень глубокий, и философско-психологическая составляющая тесно переплетена с историческими событиями и развивающейся на её фоне сюжетной линией.
Об основной интриге и о другом, связанным с ней непосредственно, протагонисте - Виниции, не хотелось бы говорить ничего, поскольку его история интересна именно своим развитием, и любой намёк на сюжет может испортить чистоту восприятия. Скажу только, что Сенкевичу на бумаге удалось создать очень яркий живой образ и невероятно осязаемо передать кипящую, обжигающую страсть. До дрожи.
Этот роман как нельзя кстати к теме "Добро против зла".
#Добро1_1курс (доп)
ой как же я хотела, чтобы эту книгу не обошли стороной в списках!)) Без сомнения могу отнести ее к любимым. Так приятно видеть высший балл на любимой книге))
А экранизацию не смотрели? Очень советую экранизацию 2001 года. Так вышло, что я сначала посмотрела фильм, а потом прочитала книгу. Снято очень близко к книге, даже многие реплики героев взяты полностью. И актеры подобраны хорошо.
@ekaterin_a, да, экранизацию тоже посмотрела сразу после прочтения. Главных героев подобрали безупречно, это правда. Я переживала, чтобы Виниций не оказался блондином с голубыми глазами, но пронесло)) Книга, конечно, оставляет гораздо более сильное впечатление, но как визуальное подкрепление прочитанного фильм тоже очень хорош)
@bedda, да, книга все же сильнее, хоть экранизация и неплохая) одна из книг, на которую я никогда не буду писать рецензию.
@ekaterin_a, и это говорит декан, обрекающий студентов писать на неё рецензии)
@bedda, она слишком прекрасна)) мне кажется, как бы я не старалась, я не смогу описать Ее так, как хотела бы)
@ekaterin_a, да, чтобы сказать все, что хочется, надо писать спойлерное сочинение на семь листов)
Думала, Сенкевич тяжёлый для чтения. Спасибо за рецензию
@Nyut, я тоже так думала) Читается на одном дыхании, и потом, это про любовь)
@bedda, о это вдвойне интересно)
@bedda, добралась-таки до неё))