Рецензия на книгу Коллекционер от Tatihimikosan

#Добро1_1курс 6 доп.
#добро_побеждает_зло
Еще одна любимая книга из любимых 60-х. Многослойность и многозначность метафор и аналогий, и в то же время яркий и трагичный сюжет не могут не трогать и не заставить размышлять. Если вы никогда не читали Шекспира, то многое пройдет мимо вас в этом романе. Фаулз цитирует и воскрешает героев из "Бури", но переосмысливает их в контексте своей эпохи и взглядов на культуру, общество и место творческого человека в нем. Мы видим классовое противостояние персонажей, противоречивость их характеров и личностей, сочетающих в себе высокое и низкое, светлое и темное.
Миранда - чистая молодая душа, живущая в вечном поиске, изменчивая и прекрасная, как сама жизнь. Она выросла в мире, где не было особых финансовых трудностей и ей позволялось свободно развиваться. Клегг - ее антагонист, он вырос в бедной семье, где невежество сочеталось с ханжеством, он и маньяк и жертва в одном флаконе. Он не лишен положительных качеств, но все они гибнут из-за его ограниченности и духовной бедности. По словам главной героини: «Он стремится выглядеть корректно, он должен вести себя прилично и поступать правильно, в соответствии с нормами, существовавшими задолго до нашего рождения…это трагедия…он - жертва убогого мещанского мирка, насквозь пропитанного затхлыми установлениями нонконформистской церкви; жалкая жертва промежуточного социального слоя, униженно и гротескно стремящегося перенять стиль жизни и манеры людей из «высшего общества».
То, что Клегг выведен импотентом тоже не случайно. Не способный чувствовать и творить, Клегг некий символ творческой импотенции, губящей настоящее искусство. То, как разговаривают герои тоже является символом ограниченности одного и экспрессивности и внутреннего богатства Миранды с другой стороны.
Тема одиночества и заключения тоже играют не последнюю роль в этой книге. Миранда, запертая в душном подвале, тоскует по свету и воздуху, общению с разными людьми, творчеству. Невольно приходила на ум комната Раскольникова из "Преступления и наказания" и фраза одного из героев, что всем людям нужно больше воздуху. Клегг запирает Миранду, но и сам он заперт в подвале и ему также нужен воздух. Не зря его так привлекла Миранда, а не просто какая-нибудь девушка. Он смутно чувствует, чего именно ему не хватает, но не способен на нормальные отношения и развитие, без чего невозможна даже дружба, что уж говорить о любви.
Не маловажную роль играет и показанная нам автором страшная сила денег и власти, вдруг попавшая в руки невежественного человека, к тому же отбросившего даже те крохи общечеловеческих и нравственных норм, что ему прививались в детстве. Что, на мой взгляд, показывает всю тщетность ожиданий того, что религия может просвещать невежественные сердца. Без оживляющего воздействия культуры, науки и возможности свободно искать свой путь, практически невозможно стать нравственно зрелым и мудрым. Не случайно многие хритианские святые, оказавшие наибольшее влияние на умы, имели классическое образование, изучали греческих и римских авторов, перенимали опыт от "языческих" риторов" (Иоанн Златоуст отличный пример). Когда религия лишь докучливый обряд и общепринятая традиция, народные малообразованные массы легко сбрасывают ее цепи (что мы наблюдали на собственном горьком опыте революции 17 года), и остаются со страшной пустотой душе, и тогда, по меткой притче из Евангелия, на место пустоты приходят бесы и имя им легион.
Эта книга одна из тех, кто по праву попадают в ряды классики. Темы и персонажи книги почти вечны, до построения справедливого и свободного общества еще как до звезд. Но я не теряю надежды.
"он и маньяк и жертва в одном флаконе" - очень верно сказано)