Рецензия на книгу Возвращение Чорба от neveroff

написал рецензию10 декабря 2018 20:06
Оценка книге:
8/10

"Ему казалось, что вот так, как пахнут вялые листья, пахнет само счастье" (с)

Вот теперь я начинаю переживать за свою психику (на самом деле нет, но звучит красиво). Потому что я, оказывается, способен понимать чувства набоковских психов. И если с Гумбертом Гумбертом все было более-менее просто, ну раздвоение личности - с кем не бывает, то здесь, этот сложнодвинутый гер Чорб...

Если говорить о прямолинейном сюжете, то ничего особенного. Вдовец приезжает в родной город покойной жены, чтобы сообщить ее родителям о гибели. Набоков буквально парой предложений рисует отношения между тестем/тещей и зятем, следовательно, нам становится ясно почему Чорб совершенно не торопится и вообще максимально оттягивает данную беседу. За что и получит по полной программе, разумеется. Но только в конце рассказа.
А пока он предается любовным мукам по усопшей, пытается воссоздать их дуэт всеми возможными и невозможными способами...
Короче говоря, якобы рассказ о непростых человеческих натурах.

А теперь начинаем смотреть ширше и немножко проследим за мыслями Чорба.

"Ему сдавалось, что ее смерть - редчайший, почти неслыханный случай".
Жена умерла, а для мужа это не потеря близкого человека, а "неслыханный случай". Может быть из-за возведения дамы в ранг Богини - очень может быть и к этому еще вернемся. Однако лично мне больше ложится другая версия - для Чорба жена великолепна потому что она ЕГО жена:

"Мертвое тело ее, которое он нес на руках до ближайшей деревни, уже казалось ему чем-то чужим и ненужным".
Так что вот так - метафорически господин любит себя в театре. И ненавидит театр без себя.

Кстати, родителей супруги он воспринимает прямо противоположно - теща "толстой ногой лезет из автомобиля" и тесть с "обезьяньим лицом". И как у таких гоблинов такая богиня получилась? Ответ прост - обычная девушка и обычные родители, никаких богинь и обезьян, просто кто-то чорбнутый немножко...

Тем не менее, пусть даже искаженное восприятием одиночество все равно остается одиночеством. И Чорб делает то, что делать нельзя при таких обстоятельствах. Возвращается к месту первой брачной ночи и там делает то же, что делал в ту брачную ночь...
Почему нельзя было этого делать? Потому что память о человеке подменяется памятью о вещах и деталях. А это конкретно и однозначно не одно и то же. И как раз подпитывает любовь "себя в театре", т.к. подчеркивает причастность себя любимого. И кроме того приводит к тому, к чему и привило - к подмене жизни фантазией и последующему ужасу осмысления: незаменимых не бывает. Хотя бывают неповторимые. Но до этой мысли еще нужно дойти.
В общем сложный психиатрический дядя.

Однако еще более интересно при чтении рассказа убедиться: почти в каждой детали мы утыкаемся в сплошную мифологию.

1.
"У Чорба был ручной чемодан и большой желтый сундук".
Позднее мы узнаем, что находится в сундуке. И в совокупности с нервным расстройством нашего главного героя мне представляется возможным передать привет госпоже Пандоре. С ее ящиком, выпущенными наружу несчастьями и оставшейся на дне надеждой.

2.
"Чорб помнил, что та, которую он никогда не называл по имени, любила ездить на извозчиках."
Я обещал вернуться к вопросу Богини. Вот оно. То ли Чорб свою возлюбленную возносит до какого-то непревзойденного идеала, то ли именно воспринимает как Богиню, потому что даже не решается произносить земного имени. Ну и извозчики - красиво сюда приплести богиню зари Аврору. Хорошо образ ложится на фантазии Чорба.

3.
"Тот же черный пудель с равнодушными глазами поднимал тонкую лапу у рекламной тумбы прямо на красные буквы афиши: Парсифаль."
В мифологии Парсифаль был из простого сословия, но прыгнул как мог высоко и даже отправился искать Чашу Грааля, т.е. пытался приблизиться к божеству. Вполне допустима ассоциация нищего иммигранта Чорба с этим средневековым персонажем.
Черный пудель - это один из обликов Мефистофеля. Между прочим легенды о Фаусте и Парсифале затрагивают относительно одну эпоху.
Ну и суммарно - все идеалически-честолюбивые чувства Чобра оказываются под струей приспешника Люцефера. Вполне символично, я считаю...

4.
"Ему казалось, что если он соберет все мелочи, которые они вместе заметили, если он воссоздаст это близкое прошлое, - ее образ станет бессмертным и ему заменит ее навсегда".
Это не прямое напоминание, но если сложить все действия Чорба и наложить мотивацию из данной цитаты, то получается миф об Орфее и Эвридике. Т.е. спасение возлюбленной из царства мертвых.

5.
"Тень калитки ломаным решетом хлынула к нему с панели, опутала ему ноги."
А вот Орфей как раз и спускается в Ад. С опутыванием ног и всем прочим.

6.
"В ту ночь он только поцеловал ее в душку, - больше ничего."
Куда-куда он ее поцеловал? А прямо в fossa jugularis, т.е. в ту самую ямочку в нижней части шеи. Это настолько интимный поцелуй, который по законодательствам многих стран считается сексуальным домогательством. Да и вообще - очень эротичная ласка и назвать ее "больше ничего" как-то удивительно.
В контексте мифологии нас интересует еще одна прекрасная представительница пантеона по имени Юнона, у которой, в отличие от всех ее "коллег" обнаженными были только лицо и шея. Т.е. если притягивать именно этот момент, то целовал Чорб в самое интимное из доступных мест самой недоступной богини.

7,
"Это крикнул Чорб. Он проснулся среди ночи, повернулся на бок и увидел жену свою, лежавшую с ним рядом."
Здесь можно опять же вспомнить как Орфей не смог совладать с искушением, оглянулся на Эвридику и тем самым ее погубил, вернув в царство теней. Где остался и сам - навсегда. Но уже добровольно.
Подходит, правда?
Также можно рассмотреть и другой вариант - тот, где Психея посмотрела на лицо Амура и тем убила все счастье, а себя обрекла на вечное скитание.

В любом случае - вопел Чорб не просто так, именно тот вечерний поступок разрушил всю добрую память и мизерный, но шанс разделить свое горе с другими людьми. А теперь его ждут только понос истерики и если не вечные, то очень затяжные муки совести... Не просто так для этого человека счастье пахнет гниением, что отражено в цитате-эпиграфе.

#адвенткалендарь

Хорошо, правда? Быть странным,но от себя не забывать тащиться)

Ответить

Мне нравится твой ход мыслей) То есть, отвлекаясь от мифов, Чорб думал, что повторяя все до мелочей, зацементирует ее образ в своем сознании, а в итоге понял, что только все испортил: и шлюха и эта, и Келлерам теперь что сказать, как объяснить, так?

Ответить

@neveroff10 декабря 2018 21:03

@natalya.s.alex, тащиться от себя это вообще круто))

@bedda, думаю, что он хотел повторить все до мелочей, чтобы снова прочувствовать свою причастность к чему-то великому. А испортил тем, что увидел - обычный человек (даже на контрасте - павшая женщина) в теории может предстать той самой богиней (он же в ней жену увидел), следовательно, идеальность не существует. И восторгался он собой слишком зря... Вернее - безосновательно.

Ну и на еще одну версию, детективную, я ж не могу без них: что если он МОГ спасти жену, палкой там от кабеля отбить или еще что, а на деле не сделал. И увидев живую жену в постели орал уже из-за страха разоблачения? Потом успокоился, когда узнал.

Ну и третья версия, романтическая. Приехал дядя сообщать, а чувствует, что жена уже кажется "ему чем-то чужим и ненужным". Ну и давай напоминать себе, что было же ОНО, ТО САМОЕ. В общем, уговорить себя, что не приснилось все.

Версий можно много строить. Важно другое: Чобр делает все поступки не ради любви, не ради памяти о возлюбленной, а ради ценности самого себя как единицы общества. Причем собственности - в собственных глазах.
Имхо.))

Ответить

@neveroff10 декабря 2018 21:05

Опечатка в последнем абзаце комментария -
"Причем собственности - в собственных глазах" читай как "Причем ценности - в собственных глазах"

Ответить

@neveroff, мне нравится версия детективная)) Но вообще я соглашусь тут, что для художников важны их переживания и их продукт (выданный шедевр), а муза может умереть. Так даже лучше, потому что трагичнее, и следовательно, больше шансов выдать нечто значительное в художественном смысле.

Ответить

@neveroff10 декабря 2018 23:50

@bedda, кстати, Чорб же художник не в прямом смысле - он литератор. И тут же прибегает маленький новорожденный вопросик насчет Набоков - писатель, Чорб - писатель... Как насчет "случайные совпадения не бывают случайными"?))

Ответить

@neveroff, ну, я употребляю термин художник в общем смысле - человек искусства. Да, наверняка что-то автобиографическое наверняка есть, равно как и Лолиты через все творчество)
А ты теперь - главный Чорбовед)

Ответить

@neveroff11 декабря 2018 1:15

@bedda, Чорбовед - почти как Чорберлен))

Ответить
Похожие рецензии
@bedda Шамаханская Царица 6 декабря 2018
#адвенткалендарь В неназванный немецкий город приезжает некто Чорб, чтобы завершить свой личный гештальт. Чорб переживает утрату любимой, и для того, чтобы воскресить ее в своей ...Читать далее
@natalya.s.alex Золотая Рыбка 7 декабря 2018
#адвенткалендарь Я не могла не откликнуться на призыв @bedda собрать консилиум вокруг этого рассказа. Прочитала я его без остановки два раза подряд и думаю, что ...Читать далее
@katzhol Катя 17 октября 2019
#книжный_марафон Что действительно прекрасно в этом маленьком произведении, так это авторский слог: красивый, изящный, я бы даже сказала изысканный. Сам же рассказ мне показался несколько ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт