Рецензия на книгу Золотой теленок от krummavisur
«12 стульев» и «Золотой теленок» - одни из самых перечитываемых книг в моей жизни. С творчеством Ильфа и Петрова я познакомился в полубессознательном возрасте, и с тех пор перечитал потертую книжку дилогии, которую еще моя мама в Чимкенте покупала, невообразимое количество раз. С годами в моем понимании между двумя этими книгами пролегла глубокая пропасть, и основной силой, создавшей этот элемент рельефа, была эмоциональная окраска произведений. «12 стульев» - сатира. Яркая, ехидная, хлесткая, в чем-то даже – наглая. Все ее герои (за исключением О. Бендера, конечно) – стереотипные персонажи того времени, и не вызывают ни капли сочувствия. Читая «12 стульев» и наблюдая за перипетиями, в которые попадают герои, проникаешься веселым злорадством, нисколько им не сопереживая.
С «Золотом теленком» дело обстоит иначе. Практически все действующие лица, имеющие маломальскую значимость в сюжете, вызывают жалость. Склочный, озлобленный старик Паниковский, умерший в дороге (это, кстати, единственный в дилогии «убитый» Ильфом и Петровом герой, не считая одного второстепенного персонажа), недалекий, не сказать, придурковатый Шура Балаганов, который попался в трамвае на краже ридикюля с пудреницей и неполными двумя рублями, при этом имея в кармане пятьдесят тысяч, наивный и добрый Козлевич со своей «Антилопой», подпольный миллионер Корейко, владеющий неисчислимым богатством, но неспособный сводить девушку в кино, Зося Синицкая «нежная и удивительная», плачущая у букета засохших роз… И даже сам протагонист терпит жесточайшее разочарование, обретя желанный миллион и зная, что с ним делать и как жить дальше.
«Нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет. Ничего нет. И вообще последний город на земле - это Шепетовка, о который разбиваются волны Атлантического океана....Заграница - это миф о загробной жизни. Любви тоже, кстати, нет, это мне недавно объяснили»..
И все их по-человечески жалко, хотя, по большей части, они сами виноваты в своих бедах. А если пойти дальше и опустить искрометное остроумие Остапа Ибрагимыча и непроходимую глупость двух других «участников парада», становится видно, насколько печален сюжет книги и сколько все-таки в ней горя.
Роман «Золотой теленок», в отличие от «12 стульев» - не едкая сатира на окружающую действительность тех времен, а некая трагикодемия и, как произведение, он более зрел и выдержан. Определенно чувствуется литературный рост авторов. Посему крайне обидно, что гениальная дилогия так и не получила дальнейшего продолжения.
Прекрасная рецензия! Я тоже очень люблю эти книги Ильфа и Петрова, они необыкновенно талантливы и увлекательны.
Продолжения историй об Остапе я не представляю, мне кажется, оба романа вполне законченны и после "Теленка" прибавить уже нечего.
Не соглашусь, что образ Бендера не стереотипен)) У каждого народа есть свой Остап Бендер - Тиль Уленшаигель, Ходжа Насреддин или Сергей Мавроди)))))
Всегда и везде, находится тот, кто считает себя не таким, как "все", желает всё и сразу. Мне Бендер напоминает персонаж Ирины Муравьевой из кинофильма "Москва слезам не верит"))) понятно, что Остап "родился" гораздо раньше, но и Людмила не первая приехала "покорять" Москву))) а финал у них оказался совершенно одинаков - оба добились чего хотели, но для счастья , оказывается, нужно не так много...или совсем другое)))
Уленшпигель (промахнулась в телефоне) ))