Рецензия на книгу Нищий, вор от neveroff
Продолжение знаменитой саги Богач, бедняк вышло, конечно, несколько слабее. Слабость на мой взгляд объясняется именно связью с основной частью. Во-первых, это уже не сага, а просто драматическая история, впрочем и драма недодраменая какая-то. Во-вторых, нет той атмосферы безысходности, ощущения того пресловутого проклятия семейства Джордах. В-третьих, иное время, на человечество давят уже совсем иные события, что должно влиять и на персонажей, а Шоу, ради связи с первоисточником, приходится сдерживать тех же Руди и Гретхен в очерченных рамках, отчего они стали выглядеть немного искусственно.
Действие начинается ровно в той же точке, в которой закончился Богач, бедняк - те самые печальные события на яхте. Герои тоже начинают со старта:
- Рудольф пытается решить все вопросы деньгами и вмешивается во все дела, даже в которые его просят не лезть.
- Гретхен самоустроняется от всего, даже таких вещей, о которых переживает и от тех дел, в которых ее просят помочь.
- Кролик, как обычно, испугано смотрит на жизнь, не предпринимая никаких попыток что-либо предотвратить. Даже когда предполагает, чем все обернется.
- Жены Руди и Тома реагируют на трагедию в соответствующей им манере: одна растекается по любимому похмелью и умывается сопельками, другая включает гордость британской аристократки и уходит работать официанткой и посудомойкой.
Автор специально, полагаю, ставит ранее основных действующих лиц в такое положение. Они хоть и буду меняться (еще как!), но останутся в своем анабиозе прошлого. На передний план дружно вышагивает молодое поколение: сын Тома - юный Уэсли Джордах и сын Гретхен - офицер армии Билли Эббот. Молодые люди диаметрально противоположны по характеру. Яркий внешне, скромный, агрессивный и решительный Уэсли совсем не похож на тихого, немного бестолкового и поддающегося влиянию окружающих кузена Билли.
Что понравилось:
- Два главных героя. Сами по себе интересны, как образы. Плюс то, что о них рассказывается попеременно отдельными историями, вплоть до момента встречи, раскрывает эту молодежь полнее и тщательнее.
- То, как Уэсли ищет всех, кто знал его отца. Это дает нам возможность узнать что же стало с теми людьми, которые повлияли на судьбу Томаса.
- Отношение Уэсли ко второй жене отца и к собственной матери. И вообще сравнительная картинка: мать видит в отпрыске только способ разбогатеть, даже ценой шантажа, и вышвыривает на улицу за ненадобностью; почти посторонняя женщина ничего не может дать материально, но дарит хоть и мимолетную, но материнскую любовь.
- Закулисье киносъемочной площадки. Со всеми вытекающими...
Что не понравилось:
- В первую очередь атмосфера. Точнее ее отсутствие. По этому критерию и идет отставание от канона.
- Террористическая организация, куда через постель попадает Билли. Как-то оно было с боку припека. Ни на что не влияло, кроме как еще раз показать слабость духа мистера Эббота-младшего. Зачем? Чтобы напомнить, что сыновья подсознательно делают те же ошибки, что и отцы?
- Поступок Руди Джордаха на пути спасения Уэсли. Если помощь в начале романа воспринимается как родственное обязательство, то ситуация в последней четверти напоминает уже слетевшего с катушек человека. Совершенно нелогичное решение, да еще и категорически не свойственное ему.
- Финал. Вот от слова совсем. Я про газетные вырезки, полученные от Рудольфа. Типа - мы, конечно, были готовы стать еще большими сволочами, чем нас считают, но все решилось само по себе и мы все же зайки-побегайки. Пфф...
Однако, я не считаю, что вторую книгу читать не стоит. После нее история получается все же более сформировавшаяся и законченная.