Рецензия на книгу Тереза Ракен от neveroff

Роман - как конспект или даже Greatest Hits из Мадам Бовари, Американская трагедия, Портрет Дориана Грея и Преступление и наказание. И при всем искреннем уважении к Флоберу, Драйзеру, Достоевскому и особенно к Уайльду, и учитывая, что я люблю все четыре перечисленные книги, месье Золья их по-своему уделал.
Во-первых, потому что ни одной лишней страницы - каждый абзац, каждая строчка исключительно по делу. Этим только британец из вышеназванных мог похвастать. Много-много быстрых штрихов, каждый из которых может показать читателю какую-то часть мозаики (при условии, что читатель готов всматриваться). Готовая картина тоже полуабстрактная, набор этих жирных штрихов-мазков, составляющих цельное.
Во-вторых, еще на стадии предисловия (кстати, что удивительно - весьма приличное предисловие, интересное и нужное, что бывает крайне редко) мы узнаем авторскую позицию: в данном произведении его не интересует психология персонажей, а лишь их темпераменты. И то, что всю книгу сталкиваешься исключительно с эмоциональным интеллектом, а не с разумом, с потаканием первому порыву, а не с умственным анализом, с слушанием "левого ботинка", а не совести - вот это все превращает роман в нечто особенное и заслуживающее внимание.
Сюжет достаточно простой и реалистичный: юная женщина Тереза, выросшая в семье тети и рядом с кузеном, по настоятельному капризу этой родственницы и ради удобства из племянницы превращается в невестку. Любви между молодыми людьми нет, сексуального интереса - тоже. Вообще, хоть автор и всеми силами упирает на эмоциональность, лично я найду психологию и во взаимоотношениях двух кирпичей, так что делаю вывод: Тереза Ракен и ее муж Камиль - хорошо прописанные законченные эгоисты. Один избалованный, другая - нет. Но еще вопрос что хуже в данном контексте.
Однако после нескольких лет застоявшегося эгоизма происходит всплеск: главная героиня впервые понимает (прочувствует, безусловно, а не поймет - предисловие как дамоклов меч) значение слов "вожделение" и "похоть". А все потому что на горизонте нарисовался друг детства ее Камиля, некий повеса-балбес Лорент Леклер. И вот тут завертелось всё: от беспутства Эммы Бовари до замыслов Клайда Грифитса, от глаз портрета Дориана Грея до приключений Родионеа Раскольникова. Я же говорил - Золя тут просто сборник лучших хитов составил из вышеперечисленных книг. Только вот прикол: никакого плагиата, ведь весь тот квартет, за исключением "Мадам Бовари", написан позже.
В общем перед нами сюжет страшной нравственной трагедии, смертельной семейной игры, где нет ни одного выигравшего. Все причинно-следственные связи теряют смысл, когда душа рвется на куски. Цель никогда не оправдывает средства, если она (цель) не константа, продуманная и уверенная, а просто бзик, мимолетная сиюминутная блажь.
Золя умело показывает внутреннее состояние каждого героя - жены Терезы, мужа Камиля, любовника Лорента, матери/свекрови мадам Ракен. Последняя вообще прекрасно сформулирована, т.к. за время действия проходит через несколько жизненных стадий.
А также стоит обращать внимание на второстепенных персонажей - гостей этого дома, которые в своей слепой уверенности "раз я так считаю, значит это правда" совершенно не способны на истинное сочувствие и поддержку. Таких людей, думающих, что они лучше знают что именно человеку нужно, к сожалению, скажем мягко - очень-очень много.
Роман оставил очень сильное впечатление. Эмиль Золя справился с поставленной самому себе задачей (показать человека с точки зрения темперамента) на самый высший балл. Только я не согласен с ним, что тут нет психологии. Она есть, и хорошо раскрыта. Просто это не психология характеров, а психология душ, мышление эмоциями. Но эти эмоции все равно укладываются в конкретные рамки и соответствую конкретному психологическому типу.