Рецензия на книгу Все расследования отца Брауна от neveroff
Длинное лирическое отступление, связанное в основном с кино.
Несмотря на то, что я очень люблю классические британские детективы (качественные, а не все подряд) с рассказами об отце Брауне я был знаком весьма поверхностно - несколько штук в детстве плюс парочка в оригинале во времена студенчества как практика английского языка. Несколько лет назад пытался смотреть сериал 70-х годов с Кеннетом Мором в главной роли, но вроде даже первую серию не досмотрел - ужасно примитивно снято, а из этого актера такой же священник, как... Неважно. Никакой. Не говоря уже о МУДРОМ священнике.
И вот недавно начали дома смотреть сериал от ВВС с Марком Уильямсом (кто не помнит - это мистер Уизли в "Гарри Поттере"). И это какой-то подарок просто. Актерский состав - великолепный, особенно Сорча Кьюсак, истории простые, но интересные. Хорошо выдержанный баланс между собственно детективом и легкими комическими ситуациями. Короче, меня зацепило и я решил погрузиться в литературный первоисточник.
Каково же было мое удивление, когда я понял, что первоисточник не так уж и первоисточник. Серии телефильмов совсем не пересекаются с рассказами. В основном - это совершенно разные истории. А когда они совпадают названиями (буквально с полдесятка всего), то сюжеты все равно ответвляются и чаще всего получается совсем иная штука.
Так что тем, кто читал можно спокойно смотреть, не боясь спойлеров. Тем, кто смотрел - браться за рассказы: встретите большое количество дополнительных интеллектуальных загадок. Повторов нет.
Ну а теперь, собственно, о сборнике рассказов.
Честертон не писал большой прозы, каждый рассказик маленький, но полноценный и самостоятельный детектив. Они не связаны между собой - можно начинать с любого. Исключение те, где присутствует бывший вор, а в последствии друг отца Брауна Эркюль Фламбо, выступающий кем-то вроде Гастингса у другого Эркюля - Пуаро. Они теоретически связаны, но на суть не влияет эта связь абсолютно.
Сам отец Браун - католический священник, патер (ну или ксёндз, кому как удобнее). Это маленький щуплый человечек в черной сутане, очках и шляпе с большими полями, вечно таскающий с собой зонтик. Помимо неброской внешности он обладает скромностью и смиренным характером, но главное - острым умом, позволяющим ему видеть то, что специально или случайно скрыто от глаз стандартного обывателя. Наиболее хорошо ему удаются случаи (ну или писателю наиболее удаются такие истории), где на первый взгляд все просто и понятно, очевидно и безоговорочно, а на деле каждая деталь по какой-то причине имеет вовсе иное значение. Например, перо само по себе ничего не говорит. А вот в совокупности с чем-то иным получим иное значение. Одно и то же перо рядом с гнездом, рядом с подушкой и рядом с чернильницей дадут три совершенно разных картинки. То есть отец Браун умеет смотреть и воспринимать информацию В КОНТЕКСТЕ. Причем видит не только присутствующую обстановку, но и моментально вычисляет, если чего-то логически не хватает.
Всего существует (по крайней мере так принято считать) 51 рассказ об этом священнике-сыщике. Конечно, не каждый из них представляют собой вершину детективного жанра. Но многие - таки хороши. Больше всего мне нравились те, где люди считают, что преступление совершенно с помощью мистики, магии или иного нематериального проявления. И всех удивляет, что священник, которому по логике следовало бы поддержать идею, к примеру, божественного воскрешения или правосудия Господня, чуть ли не единственный их отрицает. И таки находит рациональное объяснение происшествию. Забавно это смотрелось.
Между прочим, т.к. наш "следователь" лицо духовное, то и кара полиции в его понимании - дело десятое. Важнее кара небес. Поэтому патер довольно часто решает более важным уговорить "очистить душу" (покаяться и исправить положение (если речь о воровстве или еще чем-то таком); покаяться и отказаться от замысла (если Браун предвосхищал ситуацию); покаяться и сдаться самостоятельно (когда уже по иному дело не поправишь)).
Впрочем, это не аксиома. Как говорится, бывают варианты.
Интересно, что в отличие от сериального собрата, настоящий отец Браун не сидит в одной деревушке, а очень много перемещается. Не только по Англии, но и вообще по миру. Много рассказов местом действия избрали Германию, Францию, Италию, США, Мексику. И это логичнее - откуда в Британии взялось бы столько католиков, как нам показали по ТВ?
Еще одно крупное отличие - время. В кино это 50е годы, на деле промежуток от самого конца XIX века до максимум 20х годов XX века.
Из минусов книги (я говорю о полном собрании рассказов) я могу выделить вышеназванного Фламбо. Точнее его деградацию. Когда он еще был вором исторических ценностей, то представал умным, хитрым, а главное хладнокровным исполнителем. Когда стал частным сыщиком и приятелем Брауна, то преобразился в худшую сторону. Мало того, что Фламбо перестал замечать элементарные вещи и его может обвести вокруг пальца чуть ли не каждый второй деревенский балбес, так еще и хладнокровие исчезло. К примеру, заходят они в кафе ради разговора с подозреваемым. Фламбо в курсе, что из человека надо выудить информацию. Но когда Браун начинает откровенно блефовать этот идиот а-ля старина Гастингс вскакивает со стула и лепечет нечто вроде "Что вы такое говорите, отец, мы же в этом не уверены!" Ну или не лепечет всё равно выдает с потрохами мимикой и жестами. Что остается Брауну делать, кроме как шептать "помощнику" на манер анекдотного мальчика в зале суда: "Мамаша, перестаньте таки мацать мою пиписку, а то мы проиграем процесс!".
Как-то так. В общем, я получил море удовольствия от этих коротких рассказиков. Не знаю почему. Может, истории настолько неплохи, может сыграла роль атмосфера приятного сериала, а может сама идея представить католического священника в роли меча правосудия пришлась по душе (несмотря на мое сложное отношение к христианству). Но вот сложилось как-то.