Рецензия на книгу Узкая дорога на дальний север от mariabobrova
Когда берешь в руки книгу-обладателя Букеровской или любой другой премии, к ней сразу предъявляются повышенные требования. По крайней мере, я ожидала от нее много, и с точки зрения содержания, и с точки зрения послевкусия и размышлений над этой книгой. Я честно пыталась понять автора, его задумку, старалась полюбить его книгу. Умом разложить по полочкам, почему книга заслужила эту награду, я могу, но любви не случилось и вот почему.
Роман повествует, по большей части, о молодом человеке, Дорриго Эвансе, приблизительно в трех этапах его жизни: юношество, жизнь в плену на войне, и жизнь после войны. Это не последовательное изложение, автор будет мотать читателя по временной линии туда сюда, но если выстроить его жизнь то получится следующее.
Молодой доктор, с непростой судьбой, но твердым характером, попадает в плен к японским войскам, пытается помочь товарищам перенести все тяготы жизни в ужаснейших условиях всеми своими силами. Его уважают и друзья и враги, с профессиональной точки зрения делает все, что от него зависит и многих спасает благодаря своему упорству. В отличие от многих, он пройдет эту войну, вернется домой, будет дальше пытаться выстроить свою жизнь, ведь война сильно меняет людей. Остальных, но не нашего героя меняет война.
Странно, но у автора не получилось донести трансформацию героя до читателя, хотя она явно подразумевалась, главный герой абсолютно пустой, он не искренний, местами даже вызывает отвращение. Я бы назвала его непутевым мерзавцем. Из чувства долга он может и способен на высокие поступки, но сам признается, что ничего не стоит. Даже любовная линия мало как влияет на него, больше главного героя подстегивает публичное порицание или собственное эго. И все равно ну нет жизни в этом герое, это просто набор черт характера в определенной ситуации, цельного персонажа, по мне, не вышло, от того и не интересно следить за его судьбой.
При всем этом по повествованию кажется, что часть про войну писал другой человек, по сравнению с остальной книгой, это сильно выбивается из всего романа. Это видно и по стилю, и по отношению автора к герою, но сам герой не меняется, к глубокому моему сожалению, хотя может так и задумывалось. Вся разница заключается в темпе и тоне романа, читается очень тяжко, пробираешься через поток слов и предложений. И если бы они заставляли думать, это куда ни шло, но нагромождение слов ради их заумности-это лишнее. Такое чувство, что автор сам не прочувствовал свои эпизоды про военное время, про все пытки и унижения, про ужасные условия и тяжелейшее время.
Второстепенные герои, которых очень много, очень удались автору, они то как раз и доносят основные мысли автора, будь то про отношение каждого солдата к войне, моральный выбор или любовь к жизни. Особенно меня зацепили эпизоды жизни разный героев после войны. Или трагичные моменты из жизни лагеря военнопленных.
Да, автор осветил еще одну немаловажную веху в истории Второй Мировой войны, о которой мало кто знает (я лично имела очень смутные представления). Да, расписать без прикрас про обычных солдат, без героичных поступков, про судьбы японских военачальников- это смело. Но жизни в этом романе мало, мало искренности. Поэтому-то и любви не сложилось.
#БК_2020 (10. Книга, название которой состоит из 5 слов)
#Добро2_1курс