Рецензия на книгу Голоса Памано от neveroff
История - наука переменчивая и легко изменяемая. Эта мысля уже настолько избита, что мне жутко стыдно за ее употребление и я сижу весь красный, как хамелеон на помидорке.
Но с другой стороны все так и есть же. В этой книге речь пойдет о истории Испании XX века: военный переворот 1936 года, последующие гражданская война и тирания Франсиско Франко. Но произойти конкретно эта история могла бы где угодно, поэтому она может быть интересна широкому кругу читателей.
И в нашей стране (если брать постсоветское пространство) найдется немало людей, кого при одном режиме считали героем, при другом - предателем. И наоборот. Взять того же Нестора Махно, который мало того что приложил много усилий для победы большевиков, так еще и придумал новейшее чудо техники своего времени - тачанку, фактически залог победы Красной армии на юге. И что? Помог, а потом оболгали, все перевернули и вышвырнули на задворки истории.
Вот и главный герой (хотя это вопрос спорный кто здесь главный герой - почти все важны и интересны, с положительной или отрицательной точки зрения) Ориол Фонтельес оказался в подобном положении. Если не хуже. Для одних сограждан он герой, достойный чтобы его именем улицы называли. Для других - предатель, из-за которого расстреливают детей. Усиливает диссонанс его профессия - учитель, т.е. человек первоначально известный и уважаемый. Вот и вопрос: кто же он - плюс или минус? Или как посмотреть? А если абсолютно ВСЕ смотрят неправильно?
Из других персонажей резко выделяется Элизенда Вилабру. Эта старушка-миллионерша, красотка в прошлом, по мнению половины Каталонии переспавшая с другой половиной Каталонии фактически строит всю книгу. Именно ее действия начнут закручивать события и ее мысли помогут читателю сформировать реальную картину. Сильно отличную от общепринятой.
Следующий выдающийся персонаж - это Юрий Живаго. И он намного круче, интереснее и приятнее, чем его тезка из романа Бориса Пастернака.
Еще один человек, давший толчок к разматыванию клубка, это учительница Тина Брос. Кстати, наиболее понравившийся мне персонаж. Она в заброшенной школе находит тетради-мемуары Ориола Фонтельеса, которые тот пишет своей дочери, никогда им не виденной. Эти дневники читаем и мы. Это были мои любимые главы - цепляло настойчивое желание отца рассказать ребенку о том, какой же он был на самом деле, чтобы хотя бы отпрыск попытался относится к его памяти без посредников.
Любопытно, что даже в таком простом моменте как тетрадка с записями поднимается еще одна интрига - а есть ли у сеньора Фонтельеса дочь, собственно?
В общем интриг тут немало.
Очень важно отметить, что фирменный стиль Жауме Кабре никуда не делся. Для него по прежнему не существует практически никаких правил при написании книг. В одном предложении можно спокойно встретить мысли одного и того же человека написанные как от первого, так и от третьего и даже от второго лица. Повторюсь - в одном предложении!
В этом романе он добавляет еще одну фичу: затяжной диалог, т.е. каждая строка начинается с прямой речи, однако в этом диалоге может быть 2-3-4 пары людей, находящихся в разных местах и в разные времена. А нам дано одним потоком и задача внимательнейшим образом следить за текстом. Тем более, как обычно у Кабре, мы прыгаем из современности в далекое прошлое почти постоянно.
Еще к особенностям форм я могу отнести такую штуку: кто-то задает персонажу вопрос, и мы сначала читаем что он думает, а потом - что отвечает вслух. И эти вещи часто прямо противоположные. То, что человек хотел бы сказать, открыться, поделиться, но не может по каким-то причинам. И то, что человек говорит, чтобы не ранить собеседника или оставить тайное тайным, или еще почему-то. Получается, что читатель может видеть сразу два лица каждого героя.
Последние две особенности (потоковые диалоги и озвучивание честных мыслей рядом с нечестными словами) имеют важное значение - они объясняют название книги. Мы реально как будто слышим гул голосов разных людей, живших на протяжении многих десятилетий. Как бурные воды реки Памано. Хотя слышать эти голоса реки вообще-то не самая хорошая примета.
Автор как будто заранее отсеивает тех читателей, кто любит читать по диагонали, перепрыгивать через строчку или параллельно с чтением заниматься другими вещами. Такие люди не примут творчество этого писателя и раскритикуют его книги. Которые, на мой взгляд, если и не непревзойденные, то достойные точно. И явно не беллетристика.
Еще одна манера Кабре - прикольная тавтология. На одной странице одна фраза повторяется много раз. Не просто для усиления значения, а для еще одной возможности осветить образ мыслей персонажа. Эти фразы обычно малозначительные и при этом однозначно обращающие на себя внимание. например:
"сказал родственник, или кто он там"
"родственник, или кто он там, нашептывал ей на ухо"
"К родственнику, или кто он там: – Поехали?"
или вот при речи от имени одного человека насчет другого человека всегда приписывается фраза
"дочь Вилабру из Торены и Пилар Рамис из Тирвии, той еще шлюхи, но лучше я промолчу из уважения к бедному Анселму"
Каждый раз промалчивает из уважения. Раз восемь за книгу.
Кстати, тем, кто впадает в праведный обморок от слов "шлюха", "отсос" и "трахаться" лучше тоже не читать - они тут изобилуют, когда рот (или мысли) открывают определенные люди.
В общем, формой я остался более чем доволен. Она скрасила чтение и доставила удовольствие. Персонажи тоже хорошие, прописаны объемно.
Книга явно лучше чем Тень евнуха, но также явно не дотягивает и до Я исповедуюсь.
Сейчас скажу почему.
Я люблю Испанию. И я люблю историю. Вполне с удовольствием читаю про историю Испании, а таких книг в последнее время попадалось немало почему-то.
Я люблю интриги, семейные тайны, раскрывающиеся через полвека.
Мне нравится смотреть как жизнь одного "незначительного" человека может влиять на политику и судьбу государства, пусть даже в небольшом диапазоне.
И это всё здесь есть, но смысл этих историй и интриг мне не показался настолько интересным, чтобы начать восторгаться. Воспринял спокойно.
С другой стороны я спокойно отношусь к романтическим линиям, влюбленностям на века, развитию бизнеса и тому подобному.
И это всё тоже здесь есть, но именно эти вещи тут мне очень понравились. Особенно извращенное чувство сеньоры Вилабру, той еще шлюхи, но я промолчу из уважения к Жауме Кабре. Потому что он имел в виду совсем другое. И был прав.
Получается, неожиданное ушло в плюсы, а ожидаемые фавориты пробуксовали. Вот из-за этого диссонанса мне как-то и некомфортно.
Бить тебя не буду, так и быть, немножко попинаю только)) Я соглашусь с твоей расстановкой книг в рейтинге, но для себя я решила, что не стану сравнивать его книги между собой. Я просто тащусь от стиля Кабре, именно от всего того, что ты перечислил, и это так узнаваемо, так круто, и это так кроме него никто больше не умеет, что я просто получаю кайф от чтения, и меня не волнует по большому счёту о чем именно он пишет таким языком. Я исповедуюсь - шедевр, бесспорно, но и этот роман прекрасен сам по себе. Мне не хочется рассуждать на темы что получилось слабее, а что лучше. Это как секс с любимым, даже если технически не случился вдруг высший пилотаж, эмоционально ты все равно добрал все по максимуму, потому что. Ну у меня к Кабре любовь с первого взгляда, так что да)
@bedda, я тебя понимаю очень хорошо. У меня так с Карлосом Сафоном было
Да и если бы эту книгу прочёл раньше, то наверное вообще без вопросов было.
Стиль и форма, с этими разбросами во времени, разными лицами от одного лица и примочки вроде "родственник или кто он там" - тащусь и наслаждаюсь. Но история здесь проходная
@neveroff, я не соглашусь, что история здесь проходная, это не так. Тебя, возможно, не захватила, но объективно не проходная. Например, в Эмпайр Фоллз история ничем не примечательная и исполнение довольно заурядное, но ты поставил высший балл. А по моим ощущениям эти две книги вообще в оценочном эквиваленте разделяет пропасть) Помнишь, как в фигурном катании раньше ставили оценки за технику и артистизм. Так вот Руссо просто хорошо откатал программу как многие, а в Кабре чувствуется мастер, каких единицы, у которого и техника, и стиль, и артистизм на высшем уровне. Возможно, он не докрутил какой-то элемент в этот раз, но его мастерство все равно впереди его) Как-то так)
@bedda, правильно сказала - имел в виду что история проходная для меня, прошла мимо сердца, не захватила как история одинокого скрипача.
Сравнивать с Руссо нет смысла - разные жанры. Я не могу сравнить Кристи и Роберта Шекли, к примеру.
Тем более для меня оценки 8, 9 и 10 это одно и то же, разница только в рекомендации самому себе - перечитывать ли на пенсии)))
То есть 8 это моя максимальная оценка, книга без претензий. Здесь 7 так как чуточку до этого не дотянула.
Я ещё так скажу: пока писал рецензию некоторые моменты из книги прокрутил в голове и они постфактум понравились больше, чем при чтении. Так что диссонанс остался.
Не обижайся))
@neveroff, да я не обижаюсь) Мне всегда просто интересно, как читатели расставляют оценки, на чем основываются. Я обычно низкие оценки не ставлю, и для меня семерка это уже ближе к двойке, чем к восьмерке)) То есть получается одна и та же цифра сама по себе для разных людей имеет разный реальный эквивалент. А то, что какая-то история находит отклик, а какая-то нет - это же нормально. Я наоборот люблю, когда нахожу что-то в книгах, которые другим не зашли)
Но вот после твоей десятки Руссо и моему по большому счёту разочарованию от этой книги (хотя я ей поставила восьмерку, потому что объективно это не было полное фуфло), я теперь боюсь браться за «Медвежий угол»))
@bedda, ага, оценки штука жутко субъективная. Для меня 7 это 4+ по старой школьной системе)). 8 - твердая 5.
Ты «Медвежий угол» бойся брать, конечно, но таки берись, куда деваться))
@neveroff, как-нибудь возьму, конечно) А пока я про тараканов читаю
@bedda, тоже полезно)))
Тема очень интересна, но меня пугают стиль, который вы описали. Не могу представить,чтобы герой писал о своих мыслях от первого и второго лица сразу. Меня это поставит в ступор и введёт в непонимания. И не пойму, это специально такой стиль, или ошибка автора?
@Dufrein, никаких ошибок. У Кабаре все отточено и продумано до последней запятой. Это его фирменный стиль во всех книгах. Выглядит примерно так:
Я подошёл к двери и Имя_героя долго стоял перед ней, какой же ты Имя_героя, нерешительный.
Тупой пример, но первое что на ум пришло
Но в основном от первого и третьего лица идёт одновременно. И мне это очень нравится ))
@neveroff, буду иметь ввиду.
@neveroff, После Пески времени заинтересовалась Испанией и их историей. Здесь, я так предполагаю, все то же противостояние.
А по поводу мыслей и языка, я так одно время и разговаривала (никак не связано с этой книгой, просто было прикольно), но окружающие путались и пришлось отучиться))
@tanyhtel, не знаю как в реальной речи, но в книге это очень круто читается))
Если интересная Испания и ее история, то могу порекомендовать Я исповедуюсь, Испанский смычок и Лабиринт призраков, правда для последней надо всю квадрологию читать))
(если еще что-то из всего это не прочитано, конечно)) )
@neveroff, я обеими руками за Испанский смычок, обожаю! Прямо согласна насчет такого ряда книг и в такой последовательности. Хотя до лабиринта призраков пока не добралась.
@neveroff, спасибо за наводку) буду путешествовать в условиях локдаунов)
@bedda, я тут краем глаза заметила камень в огород Эмпайр Фоллз...))) поэтому прибежала
@ekaterin_a, и та, и та хорошая. Но "Исповедуюсь" лучше))
Ты уже начала "Непосредственного человека"? Я почти на половине. Как будто ее и "Эмпайр Фоллз" разные люди писали((
@neveroff, да. Но я только на 2 главе. Пока могу сказать, что жалко собачку. У меня идет ноомально, но думаю, во многом заслуга К. Радцига, который просто великолепно читает что угодно))
@ekaterin_a, о, есть озвучка? Пойду поищу. А то глазами читалось совсем грустно.
Собачку жалко. Потом еще больше будет жаль гуся.
@ekaterin_a, Кабре - прелесть) Я у него четыре романа прочитала, и от каждого тащилась) А от Эмпайр Фоллз после Сабиной десятки ждала намного большего. пролог понравился, а потом полкниги зевала, только во второй половине втянулась нормально. Сейчас вообще воспоминания остались как о нудновато книжке(
@ekaterin_a, *Сашиной
@bedda, Катя, как и я, от Эмпайр осталась под впечатлением. Ты не забывай про клуб Зануд, нам нравится многое, что другим нудновато.))
Хотя в Эмпайр ничего скучно не было, там все четко.
в отличие от Человека...
Читаю вторую рецензию на эту книгу и точно прихожу к выводу, что читать её интерес пропадает просто от одной фразы "в одном предложении'
@ealasaid, Кабре из тех писателей, к которым идут не за сюжетом в первую очередь, а за удовольствием общения с ним. Это как Дали в живописи. Нужно или любить игру автора с читателем, или нет. Если смущает, что вас будут путать и строить не общепринятые иногда странные фразы, то это точно не ваш автор. Для него литература в первую очередь искусство, а не рассказанная история. И он экспериментирует во всю. Лично мне его форма очень нравится))